Закон о торговле не работает

Закон о торговле доказал свою несостоятельность – он почти не повлиял на отношения между поставщиками и ритейлерами, а наказать за его нарушение практически невозможно. Такой вывод содержится в проекте ежегодного доклада о состоянии конкуренции, подготовленном Федеральной антимонопольной службой (ФАС)
М. Стулов/ Ведомости

Закон о торговле, вступивший в силу в феврале 2010 г., запретил любые бонусы на социально значимые продукты питания и разрешил единственный вид вознаграждения – 10%-ный ретро-бонус для остального продовольствия. Но ритейлеры обходят этот запрет, говорится в докладе ФАС: теперь поставщикам приходится платить за дополнительные маркетинговые услуги. Большинство поставщиков в этих услугах не нуждаются, но они вынуждены заключать договоры, так как ритейлеры увязывают договоры на возмездное оказание услуг с договорами поставки.

Сети по-прежнему диктуют свои условия – законом это изменить не удалось, говорит председатель совета директоров московского кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Сергей Щедрин. По его словам, сохранилась и практика выплаты бонусов, причем в неменьших объемах, чем до принятия закона. Закон о торговле не упростил взаимоотношений с торговыми сетями: затраты на присутствие на полках только растут, сетует крупный поставщик продуктов питания. Поборы самые разнообразные – от размещения рекламы в буклетах до дня рождения магазина, но все это скрывается за маркетинговыми контрактами.

Закон о торговле работает и честно выполняется, утверждает директор по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group Михаил Сусов. Но маркетинговые договоры у X5 всегда были и будут, тут же оговаривается он: магазин – это отличная рекламная площадка, для некоторых видов товаров, как, например, для алкоголя, – теперь единственная. Это популистский закон, его принимали в надежде, что поставщики станут богаче, а потребитель получит товар по меньшей цене, но этого не случилось, констатирует топ-менеджер одной из торговых сетей.

Участники рынка обходят закон, а ФАС практически ничего не может сделать, следует из доклада: срок давности такой, что не то что в суд подать, а и отследить нарушение не успеваешь. «В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41–14.42 КоАП – в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения», т. е. с момента подписания договора. В 2012 г. ФАС выявила 163 нарушения статьи 9 закона о торговле (регулирует условия поставки, в том числе бонусы), но дела об административных правонарушениях возбуждены только по 34 нарушениям. А по 129 – не возбуждались в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Таким образом, 79% нарушений остались безнаказанными.

В тех случаях, когда ФАС успевает обнаружить нарушение, ей трудно доказать, что имеет место навязывание невыгодных условий договора: поставщики продовольственных товаров, права которых ущемляются при заключении договоров поставки, под страхом исключения из торговой сети указывают на то, что все условия договоров согласованы и полностью их устраивают.

Если ФАС сетует на то, что поставщики в судах идут на попятную и не хотят свидетельствовать против сетей, то надо подумать о процессуальной части, считает Щедрин, например о возможности тайно свидетельствовать, в противном случае все так и будет продолжаться.

Пока что служба собирает предложения по совершенствованию правового регулирования защиты конкуренции – сегодня будет обсуждение с «Опорой России», Торгово-промышленной палатой и «Деловой Россией», говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Представитель Минпромторга от комментариев отказался.

«Принятие закона о торговле уже активизировало общение союзов поставщиков и ритейлеров: был создан межотраслевой экспертный совет (МЭС), на платформе которого мы разбираем конфликтные ситуации, обсуждаем правила работы», – говорит председатель правления Руспродсоюза Максим Протасов. По его словам, в декабре 2012 г. крупнейшие ассоциации производителей и розничных сетей подписали разработанный МЭС Кодекс справедливых практик, устанавливающий принципы и порядок взаимодействия сторон договора поставки. Сейчас условие о соблюдении кодекса вносится в типовые договоры поставки, утверждает Протасов. Кроме того, создается комиссия по соблюдению кодекса – аналог третейского суда, – которая будет рассматривать споры между поставщиками и сетями и давать рекомендации в отношении распространенных конфликтных ситуаций.

Маржинальность ритейла всегда состояла из двух частей – фронт-маржи и бэк-маржи, рассуждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. По его словам, после принятия закона о торговле бэк-маржа уменьшается с каждым годом. «Мы больше торгуемся за скидку, чем за бонусы, и очевидно, что нормы закона, направленные на снижение объемов ретро-бонусов, работают», – утверждает он. «На мой взгляд, ФАС такого рода заявлениями готовит почву для внесения поправок в закон о торговле, согласно которым те практики, которые сейчас запрещено навязывать, будут просто запрещены без всяких «если», – считает Белоновский.