Статья опубликована в № 3342 от 13.05.2013 под заголовком: ФАС выставила счет за кофе

«Кофе хауз» не отстояла цены в суде

Работа в «Домодедово» оказалась сверхприбыльной для «Кофе хауз». В стерильной зоне аэропорта сеть кофеен заработала в 2010 г. пятую часть прибыли
Е. Кузьмина / Ведомости

Сеть кофеен «Кофе хауз» проиграла в Арбитражном суде Москвы иск к Федеральной антимонопольной службе. Ресторатор пытался оспорить решение управления ФАС по Московской области, которое в начале года признало ООО «Кофе хауз. Эспрессо и капучино бар» нарушителем закона «О защите конкуренции». Владелец кофеен злоупотребил доминирующим положением на рынке услуг общественного питания на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово», что выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен, решила ФАС.

Антимонопольная служба обосновала свою позицию так: пассажиры, прошедшие процедуру проверки и досмотра, не могут выйти за пределы стерильной зоны аэропорта, говорится в решении суда. Внутри этой зоны доминировали три поставщика услуг общественного питания с совокупной долей рынка 62,63%, решила ФАС: «Шоколадница» с долей 22,57%, «Кофе хауз» с 22,17% и ООО «Русэкспорт» с 17,9%. Цены в меню «Кофе хауз» на территории аэропорта были выше, чем на те же блюда в меню кофеен сети, расположенных на территории Москвы, где «Кофе хауз» не занимает доминирующего положения. За 2010 г. кафе, работающие на территории стерильной зоны, получили 499,9 млн руб. выручки, в том числе ООО «Кофе хауз. Эспрессо и капучино бар» получило 110,8 млн руб. При этом расходы «Кофе хауз» на предоставление этих услуг составили 67,7 млн руб.

Получается, в стерильной зоне аэропорта операционная рентабельность «Кофе хауз» в 2010 г. составила почти 39%. За пределами аэропорта кофейни зарабатывают меньше, следует из операционной отчетности сети (опубликована в СПАРК). В 2010 г. ООО «Кофе хауз» получило 2,83 млрд руб. выручки. За вычетом себестоимости товаров, коммерческих и управленческих расходов операционная прибыль составила 201,2 млн руб., операционная рентабельность – 7%. В 2011 г. эффективность операций была еще ниже: при выручке 3,35 млрд руб. компания получила 42,5 млн руб. операционной прибыли – 1,3% от выручки.

Крупнейший российский ресторанный холдинг «Росинтер» (сети «Иль патио», «Планета суши», «1–2–3 кафе» и др.) показывает не многим более высокую операционную рентабельность. В 2012 г. выручка «Росинтера» составила 10,6 млрд руб., операционная прибыль – 255,9 млн руб., операционная рентабельность – 2,4%, говорится в отчете по МСФО.

В среднем стоимость блюд в аэропортах на 15% выше, чем в городе, говорил «Ведомостям» раньше представитель «Росинтера». В то же время средний чек получается ниже на те же 15% – структура потребления другая, объяснял собеседник: в целом доходность ресторанов в аэропорту не сильно отличается от городских.

Годом ранее ФАС точно так же признала сеть «Шоколадница» в аэропорту «Домодедово» нарушителем закона о конкуренции.

В ответ на предписание ФАС «Шоколадница» снизила цены на соки и воды «более чем на 10%» и создала отдельное меню экономкласса, в котором цены «на ряд напитков и продуктов питания не превышают цены, установленные на аналогичную продукцию в кофейнях «Шоколадница», расположенных за пределами аэропорта «Домодедово»», сообщала позднее антимонопольная служба.

«Кофе хауз» в последние полгода не снижала цен в «Домодедово», сказал «Ведомостям» по телефону сотрудник этого кафе. Президент «Кофе хауз» не стал отвечать на вопросы газеты. В суде компания возражала на доводы антимонопольной службы: ФАС неверно определила объем рынка, говорится в судебном решении. Но сеть не предоставила доказательств и экономического обоснования цены, и поэтому суд первой инстанции отклонил иск компании к УФАС.

Ставки аренды в аэропортах примерно в два раза выше, чем в помещениях под магазины и кафе в городе, говорил «Ведомостям» консультант на рынке недвижимости. Но работать в аэропортах выгодно: высокие ставки аренды у предприятий общественного питания с лихвой компенсируются объемом продаж и более высокой наценкой, утверждал директор по маркетингу сети «Крошка-картошка» Михаил Кудрявцев: «Транспортные узлы обеспечивают постоянный поток покупателей, а спрос таков, что есть возможность держать чуть более высокие цены, чем в городе».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать