Сколько зарабатывает трейдер Геннадия Тимченко

Gunvor Group впервые раскрыла подробные данные о своем бизнесе. Оказалось, трейдер зарабатывает совсем немного. При выручке в 2012 г. в $93,1 млрд маржа по чистой прибыли составляет лишь 0,3%
Несмотря на невысокую маржу, Геннадий Тимченко доволен тем, как развивается Gunvor/ PhotoXpress

С 2010 г. закупки нефти Gunvor снизились с 64,5 млн до 33,8 млн т в 2012 г., а нефтепродуктов, наоборот, выросли – с 46,6 млн до 64,8 млн т. За три года объемы торговли природным газом и СПГ выросли с 2,2 млн до 18,4 млн т, а углем – с 4,2 млн до 12,8 млн т. В итоге Gunvor стала одним из крупнейших независимых торговцев энергоресурсами в мире, говорится в документе. Впрочем, на торговлю нефтью и нефтепродуктами по-прежнему приходится более 90% выручки от трейдинга (в 2009 г. было 100%). А крупнейшим поставщиком сырья для Gunvor остается «Роснефть» (см. таблицу). Представитель «Роснефти» это комментировать не стал.

Gunvor долгое время была одной из самых закрытых компаний, работающих в России. Лишь сравнительно недавно ее совладельцы стали давать интервью. Но о финансах компании они не говорили ни слова. Сама же Gunvor ежегодно сообщала лишь самые общие показатели, такие как оборот и физические объемы продаж сырья.

Но сейчас компания готовит дебютное размещение еврооблигаций. В меморандуме для инвесторов (есть у «Ведомостей») она подробно описала свой бизнес и распределение долей среди акционеров. По 50% голосующих акций (класса A) принадлежит основателям компании Геннадию Тимченко и Торбьорну Торнквисту. Неголосующими акциями (класса D, дают только право на получение дивидендов) владеют топ-менеджеры компании. Их имена в меморандуме не разглашаются. Сейчас на этот пакет приходится 12,3% уставного капитала, к маю-июню он вырастет до 12,8%, говорится в документе.

При этом история компании описана более чем лаконично. Тимченко и Торнквист познакомились в 1997 г. В 2000 г. Gunvor начала торговую деятельность. Сначала компания специализировалась лишь на экспорте нефти и нефтепродуктов из России, но потом стала диверсифицировать бизнес «как географически, так и по набору товаров», сказано в меморандуме. Какая доля оборота сейчас приходится на Россию, компания не раскрывает. В документе лишь неоднократно подчеркивается, что «из-за роста конкуренции на рынке российской сырой нефти» Gunvor значительно снизила объем ее закупок, сделав «большой упор» на увеличение доли других товаров с более высокой маржей, особенно нефтепродуктов.

При этом в прошлом году трейдер впервые уступил конкурентам на тендерах «Роснефти» и «Сургутнефтегаза», пообещав уделять больше внимания не долгосрочным тендерам, а закупкам на открытом рынке.

В меморандуме Gunvor впервые подробно представила финансовые показатели.

Выручка компании за 2012 г. увеличилась на 6,7% до $93,1 млрд, показатель EBITDA – на 7% до $574,8 млн. В итоге рентабельность по EBITDA выросла, хотя и незначительно: с 0,61 до 0,62%. А чистая прибыль трейдера сократилась на 8,7% до $301,1 млн. Для сравнения: выручка крупнейшего трейдера в мире – Glencore в прошлом году была вдвое больше, чем у Gunvor: $214,4 млрд. А рентабельность по EBITDA составила 2,77%. Впрочем, помимо энергоресурсов компания торгует металлами, минералами и сельскохозяйственными товарами, ей также принадлежат доли в крупнейших сырьевых компаниях мира, таких как Xstrata и UC Rusal.

На прибыльности Gunvor в 2012 г. негативно сказалось снижение цен на нефть начиная с декабря 2010 г., говорится в меморандуме. При этом значительно более прибыльным оказался нефтеналивной терминал в Усть-Луге, который Gunvor запустила в 2011 г. и доходы от которого выделяет в отдельную статью в отчетности. В 2012 г. при выручке в $247,6 млн доналоговая прибыль этого сегмента достигла $129,3 млн, или 52,2%, в то время как у трейдингового сегмента – лишь 0,2%.

Несмотря на падение прибыли, Gunvor в 2012 г. выплатила акционерам дивиденды на $230 млн. Львиная доля из них – $215 млн – досталась Тимченко и Торнквисту. Остальное – топ-менеджерам. В 2011 г. дивиденды не платились. А в 2010 г. составили $125 млн, из которых около $113 млн досталось Тимченко и Торнквисту.

Gunvor диверсифицируется и начинает торговать другими товарами (углем, газом и СПГ), стремится скупать сырьевые активы, отмечает директор по развитию бизнеса Argus Media Михаил Перфилов. Если компания хочет создать глобальный бизнес на товарных рынках, то такая стратегия совершенно оправданна, поскольку многие из этих товаров все больше взаимосвязаны между собой. Впрочем, такие инвестиции могут быть рискованными, поскольку маржа трейдера в разных секторах бывает нестабильна, предупреждает он.

Представитель Gunvor от комментариев отказался.