Доходы печатных СМИ впервые ушли в заметный минус

Доходы российских издателей прессы впервые ушли в заметный минус. Быстрее всего падает выручка рекламных изданий
Газеты и журналы выручили от рекламы меньше, а весь рынок – больше прошлогоднего/ AFP

В I квартале этого года рекламодатели потратили на продвижение в газетах и журналах 8–8,3 млрд руб. – это на 5% меньше, чем за тот же период 2012 г., подсчитали эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Печатные СМИ оказались единственным медиа, доходы которого в начале года снизились. Весь рынок рекламы в России за первые три месяца вырос на 14% до 70–71 млрд руб.

В сегменте прессы быстрее всего падают доходы рекламных изданий: минус 11% до 2,3–2,4 млрд руб. И это падение заметно ускорилось: в целом за прошлый год доходы рекламных СМИ уменьшились только на 1%. Журналы и газеты потеряли в I квартале по 2% выручки от рекламы.

Главная причина падения доходов прессы – запрет на рекламу алкоголя, который начал действовать с января, говорит эксперт аналитического центра «Видео интернешнл» Александр Ефремов. С этим согласны заместитель гендиректора издательского дома «Комсомольская правда» Владислав Гемст и президент Hearst Shkulev Виктор Шкулев. По оценке Гемста, продвижение алкоголя приносило газетам до 5% рекламной выручки, журналам – до 20%.

Другие рекламодатели практически не увеличили свои бюджеты в прессе, указывают они: рынок стагнирует.

Издатели не ожидают улучшения ситуации во II квартале. С июня в газетах и журналах начнет действовать новый запрет – теперь на рекламу сигарет. Их производители сейчас пользуются последними неделями, когда можно продвигать свою продукцию в печатных СМИ, и тратят большие бюджеты, рассказал Шкулев, но это не компенсирует выпадающих доходов в июне. На сигареты, по оценке Гемста, приходится 2–3% рекламных доходов прессы.