«Альфа» инвестирует $10 млрд в нефть и газ

«Альфа-групп» потратит около $10 млрд от продажи ТНК-BP на нефтегазовые проекты в России и за рубежом. Советовать ей будут экс-руководители BP и Schlumberger Джон Браун и Эндрю Гулд
М. Стулов/ Ведомости

«Альфа-групп» создала LetterOne Group, «дочка» которой L1 Energy будет заниматься инвестициями в международный нефтегазовый сектор, сообщила пресс-служба L1 Energy. Новая группа будет также включать телекоммуникационные активы «Альфы» (через Altimo контролирует 47,85% голосующих акций Vimpelcom Ltd. и 13,22% Turkcell) и «финансовые активы, полученные в результате продажи доли в компании ТНК-BP» ($14 млрд).

Акционеры планируют инвестировать в ближайшие 3–5 лет $10 млрд в создание международного нефтегазового бизнеса, при консервативном подходе такую же сумму можно занять, пояснил «Ведомостям» Стэн Половец, бывший главный управляющий консорциума ААР (через него «Альфа» владела 25% ТНК-BP, в марте проданы «Роснефти»), который вошел в консультативный совет L1 Energy. С учетом заемных средств компания может потратить около $20 млрд на приобретения к 2018 г., добавил он.

Головной офис L1 Energy расположен в Лондоне. Компания будет рассматривать проекты во всех нефтегазовых регионах мира – в России и за рубежом (в Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии), сказал Половец. Речь идет о долгосрочных проектах по разведке и добыче нефти и газа, нефтесервисах, нефтегазовой инфраструктуре и других проектах. Но L1 Energy не будет создавать новую ТНК-ВР, планируется сформировать портфель из нескольких активов, где L1 Energy сможет влиять на управление, уточнил Половец. Компанию интересуют пакеты от 25 до 100%, но она не будет оператором, а будет работать с существующими управленческими командами. Начинать новый фонд планирует с более консервативных проектов, где уже есть добыча и cash-flow, а по мере развития вкладываться и в более рисковые.

Впрочем, в Россию новая компания может и не прийти. «Скупать небольшие проекты стоимостью $100 млн «Альфа-групп» не планирует, – объясняет близкий к «Альфе» источник. – Интересны активы, стоимость которых может составлять от $1 млрд до $5 млрд с учетом кредитования. Но их количество в России ограниченно, и, насколько мы понимаем, они не продаются».

В консультативный совет L1 Energy помимо Половца войдут партнер Riverstone и бывший главный исполнительный директор BP Джон Браун, с которым «Альфа» в 2003 г. договорилась о создании ТНК-BP, еще один партнер Riverstone и бывший главный исполнительный директор Anadarko Petroleum Corporation Джим Хакетт и председатель совета директоров группы British Gas и экс-руководитель Schlumberger Эндрю Гулд. Новую компанию возглавил бывший исполнительный директор ТНК-BP и совладелец «Альфа-групп» Герман Хан, говорится в сообщении L1 Energy.

L1 Energy – подразделение LetterOne Group, компания принадлежит совладельцам «Альфа-групп», члены консультативного совета в капитале не участвуют, уточняет Половец. Привлечение партнеров в эту структуру не предусмотрено, но рассматривается возможность инвестирования с другими компаниям.

Консультативный совет будет помогать менеджменту в вопросах стратегии, потенциальных инвестиций, осуществления контроля над их эффективностью и управлением, говорится в сообщении L1 Energy.

«L1 Energy обладает всем необходимым, чтобы успешно осуществлять инвестиции в нефтегазовые проекты по всему миру, – заявил Браун (его слова приводятся в сообщении). – У акционеров компании есть уникальный опыт увеличения стоимости активов и реализации успешных сделок, а также постоянный и долгосрочный доступ к значительным объемам капитала».

L1 Energy во многом похожа на фонд прямых инвестиций, но более гибкая, замечает источник, близкий к компании: постоянный доступ к деньгам, нет ограничений по размеру инвестиций и географии, менеджмент занимается поиском не средств, а объектов для инвестиций.

«Альфа» собрала достойных людей в консультативный совет, констатирует управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева. К тому же, безусловно, надо учитывать и опыт Хана, а также его способность подобрать команду экспертов в области инвестиций в нефтегазовый сектор. Впрочем, она не припоминает успешные проекты российских инвесторов за рубежом. К таким вряд ли стоит относить и покупку ТНК-BP в Бразилии, которую проводили те же люди, отмечает Бушуева. Любые нефтегазовые инвестиции сопряжены с политическими рисками. Большая часть запасов сосредоточена в странах с недемократическими режимами, к которым нужен особенный подход, и инвесторы никогда не застрахованы от потери денег. Но даже в демократических странах, таких как США, где продолжается сланцевая революция, барьеры для инвесторов из России могут быть выше, чем для местных игроков, добавляет Бушуева.