«Ростех» хочет получить блокпакет «Аэрофлота» еще до приватизации


"Ростех" обсуждает с Росимуществом схему, по которой эта госкорпорация получит в управление блокпакет в 25% "Аэрофлота" еще до приватизации, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, близкий к "Ростеху". 4 июля руководитель "Ростеха" Сергей Чемезов заявил телеканалу "Россия 24", что госкорпорация предлагает передать ей в управление 25% акций «Аэрофлота», которые останутся у государства после приватизации. Одновременно с этим "Ростех" предлагает продать принадлежащие ему акции авиакомпании (около 3,55%), а также квазиказначейские бумаги «Аэрофлота». По словам собеседника издания, Росимущество поддерживает такую схему.

Сейчас Росимущество владеет 51,17% акций перевозчика, его дочерняя «Аэрофлот-Финанс» — 5,13%, у «Ростеха» — около 4%. Росимущество включило перевозчика в план приватизации до 2016 г., государство хочет сохранить блокпакет.

У госкорпорации есть опыт по участию в управлении активами, где у нее только блокирующий пакет, она может повысить эффективность управления перевозчиком. Но «Ростех» получит акции перевозчика при условии, что именно корпорация найдет стратегического инвестора, которому будут проданы акции «Аэрофлота». В ближайшее время этот вопрос будет вынесен на уровень правительства, говорит собеседник издания.

В «Аэрофлоте» от комментариев отказались. Идею продажи акций перевозчика стратегу поддерживал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вчера в его секретариате получить комментарий не удалось.

Несколько лет назад у «Ростеха» уже был амбициозный проект на рынке воздушных перевозок — создание авиакомпании «Росавиа» на доставшихся госкорпорации от государства «Владивосток-Авиа», «Саратовских авиалиниях», «Сахалинских авиатрассах», «России», «Оренбургских авиалиниях» и «Кавминводыавиа». Но реализовать идею не удалось, и в 2010 г. «Ростех» отдал все эти активы «Аэрофлоту» в обмен на его акции, напоминает «Комерсантъ». Параллельно госкорпорация пытается стать поставщиком самолетов для перевозчика. Под проект была специально создана компания «Авиакапитал-Сервис». Она должна поставить «Аэрофлоту» по договору лизинга 50 Boeing 737NG. Но и этот проект под вопросом: контракт может быть переведен на ВТБ. За «Авиакапитал-Сервисом» остается лишь соглашение на поставку «Аэрофлоту» до 50 самолетов МС-21 с 2017 г.

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что «Аэрофлотом» управляет менеджмент, а «единой руки» со стороны государства нет, хотя оно «создает очень хорошие условия для работы перевозчика». «Ростех» вполне может стать такой «рукой», команда там активная, отмечает эксперт. Он считает, что госкорпорации «по силам найти стратега для «Аэрофлота», хотя, конечно, она будет искать комфортного партнера в том числе для себя». Олег Пантелеев из «Авиапорта» согласен, что Росимущество «нельзя назвать активным акционером», хотя «в сегодняшней ситуации авиакомпания эффективна». «Вопрос в том, когда продавать акции «Аэрофлота». Негативной динамики в развитии компании нет, ее цена в ближайшие годы будет только расти. Возможно, есть смысл не спешить со сделкой»,— добавляет господин Пантелеев. Эксперты не берутся предположить, кто может стать стратегическим инвестором для «Аэрофлота», называя варианты от крупных фондов до ведущих мировых авиакомпаний.