В предварительном календаре Formula 1 на 2014 г. нет российского этапа

Правда, шанс попасть в него у трассы в Сочи еще есть, но за право принять гонку нужно заплатить около $30 млн
Трасса F1 в Сингапуре/ Wong Maye-E/ AP

В предварительном календаре гонок Formula 1 на 2014 г. появились трассы, давно не принимавшие болиды и зрителей. Войдет ли в него трасса в Сочи, пока неясно.

В календарь после десятилетнего перерыва включен этап Гран-при в Австрии, а также гонка в Мехико - последний раз мексиканская столица принимала болиды F1 в 1992 г. Они заменят гонку по улицам Нью-Джерси и этап Гран-при в Индии, который был включен в календарь в 2011 г.

Этап в Бахрейне, который также недавно присутствует в календаре, как ожидалось, должен был стать первым в 2014 г., однако теперь понятно, что сезон откроется на какой-то другой трассе: Бахрейну нужно дополнительное время, чтобы подготовить свою трассу для ночных гонок. Наиболее вероятной трассой для открытия сезона считается австралийская. Зеленый континент первым принимал гонщиков F1 последние 16 лет за исключением 2006 и 2010 гг.

Пока остается неясным, пройдут ли уже в следующем году гонки в Сочи, где зимой должны состояться Олимпийские игры: остаются вопросы относительно финансирования подготовки персонала для трассы. Когда в 2010 г. было объявлено о ее включении в F1, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что первая гонка состоится в 2015 г. ввиду сложностей с организацией одновременно Олимпиады и соревнований F1. Однако в феврале Сочи посетил генеральный директор F1 Group Берни Экклстоун и договорился о переносе гонки на год вперед.

Тем не менее проблемы с подготовкой трассы никуда не делись. В начале августа Российская автомобильная федерация (РАФ) пропустила срок подачи официальной заявки на участие этапа в Сочи в чемпионате и не заплатила взнос за проведение гонки на своей территории. Затем она обнародовала заявление, в котором сообщила о готовности подать заявку, «как только промоутер выполнит все необходимые формальности».

Тем не менее, как ожидается, гонка в Сочи все-таки будет включена в календарь-2014, который в результате станет крупнейшим за 63-летнюю историю F1. Тогда в нем будет 21 гонка, и это может создать проблему: контракты F1 Group с командами предусматривают, что Ferrari, McLaren и Red Bull Racing должны большинством голосов дать согласие на проведение более 20 гонок. Это условие включено в контракты, чтобы у компаний не возникали лишние финансовые сложности. Впрочем, если верить многочисленным сообщениям, убыточный этап в Корее может не попасть в календарь; тогда в нем, в случае включения Сочи, останется как раз 20 трасс. Именно этого хочет Экклстоун. «У нас будет 20 гонок, не больше», - заявил он в июле.

Проведение в стране этапа Гран-при F1 обычно привлекает многочисленных туристов, позволяя компенсировать значительные расходы на трассу и организацию гонки. В нынешнем году гонку в Австралии посетили 103 000 зрителей, около 500 представителей СМИ, 800 чиновников, в ней участвовали 700 человек обслуживающего персонала и 1500 сотрудников F1.

А по данным доклада Ernst & Young, в 2011 г. связанные с гонкой прямые расходы туристов составили $41,2 млн, включая $3,5 млн на транспорт, $7,6 млн - на розничные товары и $30,1 млн - на продукты питания, питье и проживание. Кроме того, Мельбурн, где проводится гонка, получает косвенную выгоду в виде рекламы для будущих туристов: название города размещено на всех афишах, плакатах и буклетах, связанных с гонкой. В 2009 г. аналитическая фирма Comperio оценила выгоду города от этого в $319,5 млн (другими словами, столько бы Мельбурн заплатил за покупку рекламы с аналогичным уровнем воздействия на аудиторию в течение аналогичного периода времени).

Однако выгодна - лишь одна сторона медали. Австралийские налогоплательщики заплатили $49,2 млн в виде субсидий, применявшихся при организации гонок, свидетельствует доклад Australian Grand Prix Corporation за 2011 г. Как считается, самая большая статья расходов - это взнос за проведение гонки, который перечисляется британской F1 Group, контролируемой фондом прямых инвестиций CVC. Взнос Австралии в 2012 г., согласно январским сообщениям в местных СМИ, составил $32,6 млн, ежегодно он увеличивается на 5%.

«Это прекрасное событие, но сейчас оно обходится нам слишком дорого», - сказала Луиза Ашер, министр туризма штата Виктория, газете Herald Sun. Контракт Australian Grand Prix Corporation с F1 Group истекает в 2015 г., и австралийские политики хотели бы добиться снижения платы при его продлении.

Вместе с тем австралийский взнос ненамного превышает средний размер этого вида платежа, составляющий $27 млн (эта цифра приводится в последнем из опубликованных годовых отчетов F1 Group - за 2011 г.). Взнос за проведение гонок - главный источник доходов F1 Group, составивших $512 млн.

Перевел Михаил Оверченко