GE не может доставить гигантский агрегат на нефтеносные пески в Канаду

Суд, индейцы и экологи не дают компании провезти выпарную установку размером с космический корабль через штат Айдахо; General Electric может потерять около $84 млн
Jimmy Jeong/ Bloomberg

Чтобы добывать нефть из глубин канадских месторождений, General Electric построила огромную выпарную установку размером с космический шаттл. Теперь у компании одна проблема - доставить ее на место, на нефтеносные пески в провинции Альберта: суд запрещает использовать единственный возможный для этого путь.

На прошлой неделе GE потерпела неудачу в попытке пересмотреть решение суда, запрещающее ей использовать живописное шоссе в штате Айдахо для перевозки выпарной установки. Компания подала апелляцию, а пока агрегат застрял в штате Вашингтон. Каким образом он сможет преодолеть расстояние в сотни километров до канадской Альберты, остается неясным. В результате GE может потерять $75 млн только в виде неполученных доходов. И компания по сути сама в этом виновата.

Во-первых, уже есть аналогичный негативный юридический прецедент. Два года назад Imperial Oil, канадское подразделение Exxon Mobil, столкнулось с похожими проблемами при попытке перевезти 200 частей оборудования по тому же живописному шоссе. Однако юридические сложности заставили компанию разобрать агрегат и осуществить доставку по федеральным трассам. В результате Imperial Oil потратила на оборудование промысла на нефтеносных песках в Альберте $12,5 млрд, превысив смету на $1,9 млрд.

Во-вторых, даже без учета юридических сложностей транспортировка выпарных установок - целое искусство. Это объект весом в 322 т, занимающий по ширине две полосы автомагистрали и высотой с двухэтажный дом. Для его перевозки необходимы два тягача (один спереди и один сзади) и платформа на 20 колесных парах. Длина каравана составляет около 76 м. В такой ситуации обычная федеральная трасса - не вариант: конструкция просто не сможет проехать под эстакадами.

В-третьих, планами GE изначально были недовольны племя не-персе, проживающее на земле рядом с шоссе, и экологическая группа Idaho Rivers United: они высказывали обеспокоенность, что гигантский караван не только может нанести ущерб лесному массиву, но и посягает на племенные ценности.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, GE, получившая в начале 2012 г. заказ на выпарную установку от заказчика, название которого не раскрывается, решила следовать намеченному плану: компания сейчас возлагает особые надежды на бизнес по производству оборудования для нефтедобычи. Кроме того, с 2002 г. Resource Conservation Company International, подразделение GE, уже доставило около 20 выпарных установок на различные нефтяные объекты. Правда, по другим маршрутам.

Предполагалось, что по шоссе в Айдахо караван с выпарной установкой будет передвигаться только ночью, ведь он блокирует всю дорогу. Караван должен был останавливаться каждые 15 минут, чтобы пропустить другие автомобили. Также его должна была сопровождать "скорая помощь" - на случай аварии. При проезде мимо кемпингов необходимо было выключать фары.

В прошлом году GE осуществила пробную поездку по шоссе без каких-либо инцидентов и получила разрешение от дорожного ведомства штата. И это вселило в компанию уверенность, что и дальше проблем не будет. «Мы были абсолютно уверены», - говорит Уильям Хейнс, исполнительный директор RCCI.

Однако, несмотря на то что GE 15 месяцев занималась детальным планированием, она так и не смогла получить разрешение на проект ни от племени не-персе, ни от государственной лесной службы, в ведении которой находится автострада.

В августе не-персе и Idaho Rivers United подали иск против GE. В итоге разбирательства суд запретил компании перевозку гигантских грузов до того, как будут представлены результаты исследования о возможном влиянии транспортировки выпарной установки на экологию.

Компания пыталась убедить суд пересмотреть решение, объяснив, что проволочка будет для нее очень обременительна. Хейнс заявил, что запрет на перевозку может обойтись компании в $3,6 млн из-за неисполненных контрактов, $5 млн - из-за повышения стоимости транспортировки и оборудования и до $75 млн - из-за упущенных доходов в следующем году. Судья, однако, заявил, что ответчик был прекрасно информирован о возможных рисках и сделал свой выбор. В пересмотре решения судья отказал.

Когда будут готовы результаты исследования, сказать трудно. Пока же компания, по словам Хейнса, рассматривает возможные альтернативы - использование других дорог, модификацию оборудования.

Перевела Наталья Тихонова