Западные компании готовы активно сотрудничать с Ираном после ослабления санкций

Страна интересна прежде всего потребительским компаниям как рынок с 80 млн человек, где уровень подушевого дохода значительно превышает показатели большинства развивающихся стран
Raheb Homavandi/ Reuters

Власти западных стран определили те сектора экономики Ирана, в которых будут ослаблены санкции. Теперь многие европейские и американские компании смогут возобновить торговлю с ним, как только договор вступит в силу в январе.

Санкции будут ослаблены в автомобильной и авиационной промышленности. Также будет разрешен экспорт нефтехимических продуктов, торговля золотом и другими драгоценными металлами. Кроме того, договор позволяет фармацевтическим компаниям, например GlaxoSmithKline и Sanofi, возобновить продажу многих лекарственных препаратов, которую они вынуждены были прекратить из-за все более ужесточавшихся финансовых санкций. Siemens, между тем, получит возможность увеличить экспорт медицинского оборудования.

Эти и многие другие товары, в общем-то, никогда и не подвергались санкциям, поскольку считаются гуманитарными по своей природе. Однако ограничения в банковской и страховой сферах, являвшиеся частью борьбы с иранским режимом, часто оборачивались для западных компаний убытками и наносили ущерб европейскому и американскому экспорту в Иран во всех отраслях - от пшеницы и шоколада до антидиабетических препаратов.

Пресс-секретарь Cargill, к примеру, заявил, что американская компания продает сельскохозяйственную продукцию в Иран из своего офиса в Женеве; детали поставок он раскрыть отказался. “Лишение обычных людей доступа к основным продуктам питания является одним из незапланированных последствий санкций”, - говорит он.

Объем экспорта из Европы в Иран сократился на 45%, или 3,4 млрд евро ($4,6 млрд), за первые девять месяцев 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2011 г. Так как большая часть других видов продукции уже давно была запрещена к экспорту в Иран, это последнее сокращение ударило, прежде всего, по поставщикам сельскохозяйственной продукции, продовольствия и медицинских препаратов.

В октябре шесть мировых держав согласились временно отменить санкции на некоторые товары (такие, как детали автомобилей и самолетов) в обмен на сотрудничество Ирана в вопросе сокращения ядерной программы. Европа и США также согласились создать финансовый механизм, с помощью которого можно было бы оплачивать “торговлю в гуманитарных целях”, (прежде всего, продуктов питания и медикаментов), используя определенные банки. Несмотря на то, что такая торговля являлась законной, многие банки отказывались иметь дело с Ираном в любом случае.

Конечно, доходы от экспорта в Иран, которые принесет отмена санкций, не окажут значительного влияния на деятельность крупных корпораций. Тем не менее, новые торговые условия будут способствовать восстановлению связей этих компаний с крупнейшим потребительским рынком на Ближнем Востоке. Это 80 млн человек, уровень подушевого дохода которых значительно превышает показатели большинства развивающихся стран.

Ричард Бергстрем, руководитель Европейской федерации фармацевтических предприятий и ассоциаций (EFPIA), говорит, что ослабление санкций будет способствовать развитию бизнеса.

В отчете Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) о результатах финансового года, завершившегося 30 сентября, немецкая промышленная компания Siemens сообщила, что ее продажи в Иране за этот период составили 49,8 млн евро, из которых 7,5 млн евро пришлось на приборы для диагностики раковых заболеваний и другое медицинское оборудование. В 2012 г. компании пришлось прекратить развитие медицинского и других подразделений в Иране и выполнять лишь уже существующие заказы, говорится в отчете. В качестве причины называются ужесточение финансовых санкций и экономический кризис в стране, из-за которых компании стало сложнее получать оплату за поставленную продукцию.

Siemens “не готова делать предположения относительно возможных последствий подписания договора о сокращении ядерной программы”, заяил представитель компании.

«Лукойл», ранее вышедший из проекта «Анаран» из-за международных санкций, готов возобновить работу в стране после их отмены, заявил на днях президент компании Вагит Алекперов.

Швейцарская Nestle также была вынуждена сократить бизнес в Иране, после того как банки отказались переводить ей денежные средства, полученные от продаж ее продукции в стране. Без обнародования деталей об оплате операций в Иране пресс-секретарь компании Nestle заявил, что руководство Nestle внимательно следит за развитием ситуации в Иране, но пока еще рано говорить о том, как оно может повлиять на бизнес компании.

Годовые продажи фармацевтических компаний GlaxoSmithKline и Sanofi в Иране составили $14 млн и $13,9 млн соответственно, согласно их отчетам SEC. Пресс-секретарь GlaxoSmithKline заявила в связи с предполагаемым смягчением санкций, что компания “внимательно наблюдает за происходящим, но пока рано говорить о конкретных действиях”. Пресс-секретарь AstraZeneca утверждает, что компания работает в Иране в полном соответствии с законами и правилами регулирования. У Sanofi пока не удалось получить комментариев.

Продажи сельхозпродукции и металлов компаниями, аффилированными со швейцарской Glencore Xstrata, иранским государственным предприятиям составили $111 млн во II квартале 2013 г. Пресс-секретарь Glencore Xstrata отказался давать комментарии относительно планов развития компании в Иране.

Перевела Наталья Тихонова