Железнодорожным операторам разрешат возить грузы своими локомотивами


Локальные железнодорожные перевозчики (перевозят грузы своими локомотивами) все-таки могут появиться в России, следует из материалов правительства. Премьер-министр Дмитрий Медведев 2 апреля утвердил План мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, который предусматривает их появление на путях РЖД. Предложения о привлечения частных инвестиций в локомотивную тягу Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, ФСТ, РЖД и Совет рынка операторов должны представить в правительство до II квартала 2014 г.

Тема либерализации локомотивной тяги обсуждается несколько лет. Один из вариантов, на котором настаивали операторы, - создание локальных перевозчиков (операторы могут возить груз своими локомотивами, а не использовать локомотивы РЖД). Другой вариант, который предложили РЖД, - операторы сдают свои локомотивы в аренду РЖД, а монополия ими управляет. По данным РЖД, износ парка локомотивов превышает 70%. РЖД планирует до 2016 г. приобрести 1529 новых локомотивов, говорится в пояснительной записке к трехлетней инвестпрограмме монополии.

Летом прошлого года опять возникла дискуссия о либерализации локомотивной тяги. На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича решили развивать "конкуренцию за маршрут" (когда один перевозчик возит грузы на выделенном маршруте своими локомотивами и вагонами). РЖД представили в Минтранс предложения, на какие маршруты можно допустить частников - из 12. Но операторов не устроили предложения РЖД: почти все маршруты тупиковые и объем перевозок на них небольшой (до 20 000 т. в месяц).

Осенью прошлого года на совещании в Тобольске президент Владимир Путин предложил РЖД «задуматься» о привлечении частного капитала на рынок локомотивной тяги.

В конце года президент РЖД Владимир Якунин предложил операторам сдавать в аренду локомотивы.

Программа реформы РЖД предполагала, что локальные перевозчики появятся уже в 2013 г., но либерализации тяги препятствует РЖД, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. И это понятно, отмечает он: монополия не хочет расставаться со значительной частью в доходах: локомотивная составляющая в тарифе на перевозку грузов - около 30%, вагонная (то, что получают операторы) - 15%.