А5 открывает аптеки в Сбербанке


Аптечная сеть А5 открывает пункты в офисах Сбербанка, рассказал гендиректор компании Андрей Гусев на Российском фармацевтическом форуме, организованном Институтом Адама Смита. Первая аптека формата люкс (отличается сервисом и большим нелекарственным ассортиментом), по его словам, открылась весной в центральном офисе Сбербанка на ул. Вавилова в Москве.

Это, скорее, имиджевый проект, объясняет Гусев. В аптеках, расположенных в офисах Сбербанка, представлен, в основном, нелекарственный ассортимент, говорит он. По его словам, пока такие аптеки планируется открывать только в Москве. Он отметил, что уже подписаны соглашения о размещении объектов в офисах Сбербанка на ул. Большой Андроньевской и шоссе Энтузиастов, еще несколько объектов на рассмотрении.

Наличие в офисном здании, которое полностью занимает одна компания, объектов ритейла зависит скорее от площади здания, количества офисных работников и проходимости объекта, местоположения, а не от того, принадлежит или арендует здание одна или несколько компаний, объясняет руководитель отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet Мария Кондакова. «Если в здании есть возможность сдать свободные площади, его конструктив позволяет размещение коммерческих площадей, есть запросы от торговых операторов, количество сотрудников достаточно велико и управляющая зданием компания видит выгоду в сдаче объектов в аренду, то торговые точки в офисном здании появятся и будут успешны», - говорит она. Для самих пользователей здания - это очень удобная практика, когда можно просто спуститься вниз и купить цветы или подарок коллеге, или, допустим, выпить чашку кофе, или приобрести газету в киоске, считает Кондакова.

Однако с точки зрения аптечных сетей офисы являются не такой понятной площадкой, как торговые центры или стрит-ритейл, полагает начальник отдела стрит-ритейла компании JLL Светлана Ярова. Аптеки в бизнес-центрах имеют другую бизнес-модель: всего на пять дней вместо семи, а также примерно с одной и той же аудиторией (сотрудниками бизнес-центра).

Хотя ставка аренды в бизнес-центре может быть сравнительно невысокой, аптека несет значительные затраты на персонал и товар, что в совокупности с невысокими продажами может сделать точку нерентабельной, добавляет Ярова. Поэтому немногие аптеки готовы заходить в офисные объекты и делают это в формате аптечного пункта (40-80 кв. м), а не полноценной аптеки (до 150 кв. м, а с учетом оптики может доходить до 200 кв. м). Диапазон арендных ставок на коммерческие площади в офисных зданиях класса «А» и «В», по словам Марии Кондаковой из Est-a-Tet, - от 20 000 до 40 000 руб. за кв. м в год.

Поэтому ниша бизнес-центров пока менее привлекательна для аптек, чем помещения в торговых центрах и на торговых коридорах, но по мере насыщения этих сегментов аптеки будут все более заинтересованы в офисных объектах, полагает Ярова.

Наиболее активно сейчас развиваются в офисных объектах операторы общепита (кафе, кофейни и рестораны), услуги (магазин цветов, химчистка, небольшой салон красоты), мини-маркеты, а также формат офиса с шоу-румом, где выставлена продукция одного из арендаторов бизнес-центра, рассказывает Ярова из JLL. В последнее время наблюдается уменьшение интереса со стороны банков на открытие розничных отделений в бизнес-центрах - чаще они стали ограничиваться установкой своих банкоматов в объекте. Также собственники бизнес-центров хотят видеть в своих объектах винотеки и винные бары, фитнесы (крупные арендаторы офисов заинтересованы в них), медицинские центры, школы изучения иностранного языка и других арендаторов - в зависимости от размера бизнес-центра, его расположения и нужд арендаторов.

В мае Сбербанк сообщил, что выдал входящим в группу А5 компаниям «Торговая сеть «Аптечка» и «Мособлфармация» пятилетний кредит в 1,85 млрд руб. и 1,59 млрд руб. соответственно. Полученные средства, писал Сбербанк, планируется направить на рефинансирование задолженности перед другим банком. Единственным кредитором группы А5 был Московский кредитный банк, основной владелец которого - Роман Авдеев. Это связанные вещи, говорит Гусев, разместить аптечные пункты в офисах банка было предложением А5.

Выручка группы А5 в 2013 г. составила 20,7 млрд руб. (включая продажи по программе дополнительного лекарственного обеспечения, ДЛО), на 3% больше, чем в 2013 г., говорится в презентации гендиректора компании Андрея Гусева к Российскому фармацевтическому форуму, организованному Институтом Адама Смита.

За прошедший год (с мая 2013 г. по май 2014 г.) like-for-like продажи (продажи в сопоставимых аптеках) выросли на 27%, трафик - на 15,1%, говорится в презентации. Одна из причин тому - переформатирование аптек. Например, с начала 2014 г. компания переименовывает аптеки, расположенные в магазинах «Пятерочка», из А5 (средний ценовой сегмент) в «Фармрадар» (низкий ценовой сегмент). Еще одна причина - рекламные кампании на телевидении. В 2014 г. сопоставимая выручка вырастет на 33%, прогнозирует компания.