За 10 лет операторы наружной рекламы заплатят в бюджет Москвы почти 100 млрд руб.

За 10 лет операторы наружной рекламы заплатят в бюджет Москвы почти 100 млрд руб. Это в 6 раз больше, чем за предыдущее десятилетие
Чиновники решили, что Москва перегружена рекламой, и сократили ее на порядок/ С. Николаев/ Ведомости

Вчера московский департамент СМИ и рекламы провел второй по счету аукцион за места под наружную рекламу в столице. В отличие от прошлогоднего торга этот аукцион прошел быстро - буквально за полчаса. Единственным претендентом на шесть из восьми лотов было ООО «ТРК» (структура автохолдинга «Гема»), которое получило их по установленной департаментом стартовой цене в 20,4 млрд руб. Там «Геме» досталось еще 1316 мест под размещение рекламных конструкций, в результате она стала вторым по числу конструкций оператором наружной рекламы в Москве (см. график).

Оставшиеся два лота по стартовой цене (124 места за 1,8 млрд руб.) получил оператор «Вера олимп». Помимо него на эти места претендовала все та же ТРК, но она не стала за них торговаться. Всего на этом аукционе было разыграно примерно 30% всех мест под рекламу в Москве.

За последние два года практически все места под рекламу в столице были заново разыграны на торгах. Необходимость передела рынка появилась в 2013 г., когда истекли контракты на 90% поверхностей в стране. В это время уже действовала новая версия закона «О рекламе», по которой места могут передаваться компаниям только через торги. Прежде город, как правило, автоматически продлевал договоры с операторами.

Также московские чиновники решили, что столица перегружена рекламой, и за два года сократили ее объем с 2 млн до 262 409 кв. м (данные департамента рекламы и СМИ).

За два аукциона чиновники разыграли 8806 мест под рекламу, за это операторы должны перечислить городу почти 100 млрд руб. за 10 лет. Это в 6 раз больше, чем город получил от операторов за прошлые 10 лет, сообщил вчера руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.

Большую часть этой суммы (75 млрд руб.) операторы обязались заплатить по итогам аукциона в прошлом августе. Тогда торги пользовались гораздо большей популярностью у операторов - заявки на участие подали 28 компаний. Они жестко торговались, и начальная цена по отдельным лотам взлетела в 4-5 раз. Всего же город получил в 3,5 раза больше стартовой суммы.

Порадовавшись такому ажиотажу, на этих торгах департамент решил установить среднюю цену на место в 5 раз выше, чем в прошлом году. Большинство операторов решили, что цена завышена, и не стали участвовать в торгах. Кроме ТРК и «Веры олимп» заявку также подал крупнейший оператор Москвы Russ Outdoor. Но компанию не допустили к конкурсу, так как к документам не приложили обязательные для участия платежные документы о внесении 10% обеспечительного платежа, объяснял представитель департамента.

Из-за высоких платежей после прошлогодних торгов операторы были вынуждены поднять цены на размещение рекламы, по этой причине часть рекламодателей ушла с рынка. По сравнению с прошлым годом заполняемость рекламных мест снизилась на 15-20%, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. За первые шесть месяцев года рекламодатели потратили на размещение на щитах и других конструкциях в столице 7,5 млрд руб., что на 5% меньше, чем годом ранее. «И рынок продолжит падать. Это происходит из-за повышения цен размещения и не очень благоприятной экономической конъюнктуры», - сказал Березкин. Но проблем с платежами у операторов наружной рекламы пока не возникало, уверяет Черников. Представители ТРК, «Веры олимп» и Russ Outdoor от комментариев отказались.