Статья опубликована в № 3687 от 02.10.2014 под заголовком: Три конкурента для TNS

У TNS, официального измерителя телеаудитории в России, появилось три конкурента

В ноябре телеканалы и рекламодатели определятся, кто дальше будет измерять ТВ-аудиторию в России. С действующим измерителем, компанией TNS, конкурируют еще три компании
А.Махонин / Ведомости
Люди и цифры. 100000

человек - сейчас телеизмерениями охвачены города с населением не менее этой цифры

9000

- замеры как минимум в таком числе домохозяйств должен предоставлять победитель конкурса

5000

- в таком числе домохозяйств России установлены сейчас пиплметры (счетчики) TNS

Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ) - некоммерческое партнерство телеканалов и рекламодателей - вчера закончил прием предложений от претендентов на место официального измерителя телеаудитории в стране. Всего предложения подали четыре компании, рассказал «Ведомостям» гендиректор комитета Александр Костюк. Это действующий измеритель - компания TNS, российский «Ромир», международные Nielsen и GfK. Получается, число претендентов сократилось вдвое - в июле о желании участвовать в конкурсе сообщали также российские ВЦИОМ и «Автоматические радиоэлектронные системы», международная Synovate Comcon, болгарская GARB.

Победитель конкурса получит право заключить контракт с комитетом на поставку данных о долях и рейтингах эфирных каналов. Именно на основе этих данных продается реклама на ТВ. Наконец, они определяют самые влиятельные каналы и самые популярные передачи в стране. Так что эти данные критичны для телеиндустрии.

В последние 20 лет телерынок России пользуется данными TNS (ранее - Gallup Media). Периодически телекомпании, прежде всего «Первый канал», высказывали претензии к работе измерителя, но это не мешало использовать эти данные повсеместно.

В последний раз конкурс по ТВ-измерениям в России проводили 10 лет назад. В 2004 г. «Медиа комитет» с третьей попытки объявил победителем тендера итальянскую AGB Television, но приступить к измерениям компания не смогла. С решением комитета не согласились почти половина его членов, которые отказались платить за услуги AGB Television. В итоге практически все компании продлили договоры с Gallup Media. Исключением стал «Первый канал», который до сих пор принципиально не пользуется данными TNS.

С тех пор отраслевые сообщества (Ассоциация коммуникационных агентств России и «Русбренд») не раз пытались снова создать индустриальный комитет, но им это не удалось. Сдвинул историю с мертвой точки Михаил Лесин, который прошлой осенью возглавил «Газпром-медиа». Как он объяснял тогда «Ведомостям», в последние годы у пользователей телеизмерений возникает все больше вопросов к этим данным и система нуждается в совершенствовании.

Итоги конкурса будут объявлены в середине ноября, говорит Костюк. С победителем будет заключен контракт на 10 лет начиная с 2017 г., стартовая сумма контракта - $35 млн в год.

Гендиректор Synovate Comcon Елена Конева заявила «Ведомостям», что компания отказалась участвовать в тендере после отрицательного решения головного офиса французской Ipsos Media CT, опыт и технологии которой она планировала применить. Причина отказа - высокий риск инвестиций в России и общая политико-экономическая ситуация в Европе, объяснила она.

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров сослался на «довольно проблематичные» условия тендера. Главная проблема для ВЦИОМа в конкурсе - требование, по которому у участников должно быть не менее пяти лет опыта измерений. «Мы сами работаем с телеизмерениями три с половиной года», - объяснил Федоров. Летом 2012 г. пятилетний контракт на поставку данных по телеизмерениям с ВЦИОМом заключило правительство Москвы. Для измерения аудитории компания использует не стационарные пиплметры (см. врез), а мобильные телефоны со специальным приложением. Но и с соблюдением стажа шансы ВЦИОМа на победу были довольно низкими, полагает Федоров: «Тендер слишком заточен под использование технологии, которая давно используется для измерений в России». Применение пиплметров морально устарело, уверен он: «Такие устройства предназначены для измерения зрителя, который пришел домой и уселся перед телевизором. А сейчас люди смотрят телепередачи не только дома, а также в записи, на мобильных устройствах, через интернет и т. д.». По словам Костюка, первостепенная задача тендера - распространить измерения на все городское население и подготовить базу для кроссплатформенных исследований.

Преференции в конкурсе явно отданы существующему измерителю и иностранным компаниям, заявил представитель «Ромира».

Представители TNS и GfK подтвердили, что компания участвует в тендере, и от других комментариев отказались. С представителями «Автоматических радиоэлектронных систем», GARB и Nielsen связаться не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать