Поставку трех дальнемагистральных самолетов Boeing 777-300ER для «Аэрофлота» профинансирует китайский ICBC

Поставку трех дальнемагистральных самолетов Boeing 777-300ER для «Аэрофлота» профинансирует китайский ICBC. Это не первый опыт, и, считают эксперты, впредь такая практика будет только расширяться
Китайские деньги обезопасят новые Boeing «Аэрофлота» от рисков, связанных с санкциями/ В. Баранов/ Ведомости

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) купит три американских лайнера Boeing 777-300ER каталожной стоимостью около $990 млн. Соглашение о привлечении финансирования в одном из крупнейших банков Китая - Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) - на покупку самолетов было подписано вчера на встрече премьера Госсовета Китая Ли Кэцяна с премьером Дмитрием Медведевым. Три широкофюзеляжных Вoeing будут переданы в лизинг «Аэрофлоту», сообщил представитель авиакомпании. «Аэрофлот» получит самолеты в первой половине 2015 г., сообщила пресс-служба ГТЛК.

ГТЛК поставляет в лизинг технику и оборудование для транспортных и других компаний, реализует программы сопровождения программ по модернизации дорожного и коммунального комплекса и муниципального транспорта. ГТЛК ведет деятельность во всех регионах России. Единственный акционер компании - Росимущество, управляет компанией Минтранс.

Сумму сделки и условия соглашения стороны не раскрывают. Эти три самолета были заказаны еще в 2011 г. - «Аэрофлот» договорился с Boeing о приобретении 16 самолетов Boeing 777-300ER, рассказал представитель «Аэрофлота». По его словам, три новых Boeing пополнят флот головной компании группы. «Это самолет премиального уровня, и «Аэрофлот» будет использовать его на дальнемагистральных рейсах», - объяснил представитель авиакомпании. В 2013 г. «Аэрофлот» получил первые четыре из 16 законтрактованных лайнеров Boeing B777-300ER, которые превосходят другие воздушные суда в парке по дальности и вместимости, а также имеют новый класс обслуживания - комфорт. В 2014 г. планировалось получить шесть таких самолетов.

ГТЛК уже имеет опыт сотрудничества с ICBC - в 2013 г. привлекала у ICBC финансирование на поставку «Аэрофлоту» пяти самолетов Airbus A321. «Сейчас китайские деньги дешевле российских», - говорит партнер RMG Partners Арсений Даббах. Но, подчеркивает он, если бы условия заимствования на азиатском рынке были более привлекательными, то российские заемщики давно бы кредитовались там, а не в европейских и американских банках. Аналитик «Финама» Антон Сорока добавляет, что истории займов в китайских банках российскими заемщиками недостаточно, чтобы отследить средние значения ставок и понять, насколько выгоднее занимать в китайских банках по сравнению с европейскими или американскими.

Опыт работы ГТЛК с ICBC можно назвать успешной попыткой найти деньги в Азии, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: европейские ставки выросли, процесс выдачи кредитов затягивается. Летом только начавшая полеты «дочка» «Аэрофлота» - лоукостер «Добролет» - вынуждена была остановить их из-за санкций (см. врез).

«Аэрофлоту» есть куда наращивать дальнемагистральные рейсы - обширная сеть в Европе и есть куда расти в Азии, перечисляет Сахнова. Но это не перспектива ближайшего будущего, говорит эксперт. Она не исключает, что «Аэрофлоту» будет тяжело поставить эти самолеты на маршруты и загрузить. В первом полугодии «Аэрофлот» показал снижение спроса на международные перевозки. Так, число перевезенных пассажиров внутри страны увеличилось на 30,1%, в то время как за ее пределами - на 4,5%. В 2013 г. эти показатели выросли на 31,5 и 12,4% соответственно. «Пассажир перестал покупать билеты с глубиной от трех месяцев до полугода. Все это, естественно, на нас давит. Люди не понимают до конца развития ситуации с точки зрения политики, экономики и прежде всего начинают ограничивать себя в некоторых формах роскоши, например в путешествиях», - говорил в конце августа гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (цитата по «Интерфаксу»).