Рынок рекламы растет за счет прошлогодних контрактов

Российский рекламный рынок растет все медленнее. От падения его спасают прошлогодние контракты, но рекламодатели все чаще заключают короткие сделки
Российский рекламный рынок стагнирует вместе с экономикой страны/ М. Стулов/ Ведомости

За первые девять месяцев 2014 г. объем российского рекламного рынка вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и достиг 242 млрд руб., следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Объем рынка рекламы на телевидении увеличился на 4% до 112,1-112,6 млрд руб., в интернете - на 20% до 58-59,5 млрд руб.; рынок наружной рекламы вырос на 2% до 32,2-32,4 млрд руб., рекламы на радио - на 5% до 11,6-11,8 млрд руб. Рынок рекламы в печатных СМИ уменьшился за отчетный период на 10%. Впрочем, этот рынок давно испытывает трудности: в тот же период 2013 г. он уменьшился на 7%.

Если сравнивать с тем же периодом 2013 г., видно, что темпы роста рекламного рынка в этом году серьезно замедлились. В январе - сентябре 2013 г. рынок в целом вырос на 11,4%. Рынок телерекламы увеличился тогда на 11%, интернет-рекламы - на 29%, наружной рекламы - на 7%, рекламы на радио - на 16%.

Президент АКАР Алексей Ковылов оценивает результаты первых девяти месяцев со «сдержанным оптимизмом». «В рекламной отрасли, как и в любом бизнесе, сейчас наблюдается сдержанный подход к рынку - ориентация на разовые контракты, отказ от долгосрочных проектов при сохранении хороших отношений с партнерами», - рассказывает он. По словам Ковылова, итоги девяти месяцев оказались неплохими за счет сильных показателей первого полугодия. Кроме того, некоторую стабильность обеспечивают долгосрочные контракты, заключенные еще в конце прошлого года, добавляет руководитель АКАР.

В начале октября АКАР официально признала начало кризиса на рекламном рынке и спрогнозировала, что в 2014 г. рынок вырастет всего на 1,2% до 331,7 млрд руб. «Это реальный кризис и рецессия, и неизвестно, как ситуация будет развиваться дальше. Состояние экономики весьма плачевное, а развитие рекламного рынка сопутствует общей тенденции», - говорил ранее Ковылов. Вчера он сообщил, что АКАР не планирует пересматривать прогноз: «Мы не видим для этого существенных причин».

В IV квартале рынок телерекламы впервые с кризисного 2009 года уйдет в минус, говорила ранее со ссылкой на прогноз Vi гендиректор CTC Media Юлиана Слащева. В III квартале 2014 г. на продвижение в телеэфире рекламодатели потратили 33,7 млрд руб., что на 3% больше, чем в этот же период 2013 г. Представитель Vi говорит, что компания все-таки ожидает рост рынка рекламы на ТВ в 2014 г., но меньше запланированных раньше 5%.

Рост на рынке интернет-рекламы в январе - сентябре этого года произошел только за счет контекстной рекламы, на которую рекламодатели потратили 45,1-46,6 млрд руб. (рост 28%). А вот рынок медийной рекламы упал на 2% до 12,9 млрд руб. Эксперты АКАР впервые в этом году официально зафиксировали падение продаж баннеров: в первом полугодии 2014 г. ассоциация оценивала медийный рынок рунета в 8 млрд руб. - рост составил 3%. Однако, по оценке IMHO Vi, падение на этом рынке началось еще во II квартале - тогда продажи баннеров уменьшились на 8%.

Mail.ru Group ранее отчиталась о падении продаж баннеров в III квартале на 10%, такое же падение у группы было во II квартале. «Яндекс» в III квартале нарастил продажи медийной рекламы на 6%, а во II квартале снизил на 6%. Замедление роста рынка интернет-рекламы обусловлено макроэкономической ситуацией в стране, а также достаточно высокой базой по итогам трех кварталов 2013 г., говорит руководитель отдела исследований интернета аналитического центра Vi Алексей Беляев.