CEDC намерена увеличить продажи водки в 2015 году

В 2015 г. российский водочный рынок ждет рост, верят производители. CEDC надеется впервые за много лет улучшить продажи благодаря замораживанию акцизов и борьбе чиновников с контрафактом
Zerkalo/ PhotoXPress

Продажи водки в России много лет падали, но сейчас ее производители рассчитывают на рост. Первой о таких планах сообщила в отчете за III квартал 2014 г. польская CEDC, недавно объединившаяся с другими активами Рустама Тарико - компанией «Русский стандарт водка», «Руст инк.», Gancia и т. д. - в холдинг, работающий под брендом Roust.

Насколько могут вырасти продажи, авторы отчета не уточняют. Но рост ожидается как в натуральных показателях, так и по выручке, говорит представитель CEDC. Этому может способствовать, во-первых, решение правительства не поднимать акцизы на алкоголь: до сих пор они стремительно росли - со 173,5 руб. за литр безводного спирта в 2009 г. до 500 руб. в 2014 г., но в 2015 и 2016 гг. останутся на уровне 500 руб. за литр, а в 2017 г. подрастут незначительно - до 523 руб. Такие ставки акцизов приняла в минувшую пятницу Дума в третьем чтении. Во-вторых, CEDC рассчитывает на действия правительства, которое в последнее время активно борется с контрафактом на рынке алкоголя. В частности, обсуждается ужесточение наказания для производителей серой продукции вплоть до конфискации оборудования - такой законопроект проходит сейчас согласования в правительстве, а потом будет внесен в Думу, напоминает представитель его инициатора, Росалкогольрегулирования (РАР). Такие меры сделают рынок более прогнозируемым и легальным, считает представитель CEDC.

Нелегальные продажи водки в России снизятся, если заработают законодательные инициативы, которые готовит правительство, согласен вице-президент «Русского стандарта» Игорь Косарев. Сейчас теневой сектор рынка составляет, по его оценке, около 60%, а к концу III квартала 2015 г. он может сократиться до 40%.

У CEDC есть и внутренние предпосылки роста продаж, говорится в ее отчете. Если раньше команда менеджеров по продажам фокусировалась на работе с дистрибуторами, из-за чего склады периодически затоваривались, то теперь задача - уменьшить количество дистрибуторов и улучшить работу в магазинах. CEDC обещает тщательнее следить за своей долей в ассортименте магазинов, делать продукцию более заметной. Контролировать ситуацию компания рассчитывает в том числе с помощью фотоотчетов и независимого аудита ритейла.

Продажи CEDC в России снижались с 2011 г. - в тот год компания отчиталась об их падении сразу на 18%. В 2012 г. падение составило 2%, в 2013 г. - 15%, по итогам девяти месяцев 2014 г. CEDC отчиталась о снижении продаж на 11,3% год к году.

Похожая ситуация была и у главного конкурента CEDC на российском рынке - компании «Синергия» (бренды Beluga, «Мягков», «Беленькая»). В III квартале 2014 г. ее отгрузки снизились на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., во II квартале - на те же 7%, в I квартале - на 9%. А в 2013 г. «Синергия» продала на 12% меньше продукции в натуральном выражении.

Нелегальный сектор рынка совладелец «Синергии» Александр Мечетин оценивает примерно в 50%. Продажи легальной водки, по его расчетам, в скором будущем должны стабилизироваться. Того же ждет руководитель Союза производителей алкогольной продукции (объединяет крупнейших производителей крепкого алкоголя) Дмитрий Добров. Сотрудник крупной алкогольной компании считает, что в 2015 г. рост продаж легальной продукции может составить до 10% из-за сокращения разницы в цене с нелегальной водкой: если законопослушные производители сумеют удержать цену, то их отгрузки пойдут вверх.

А вот представитель «Алкогольной сибирской группы» (бренды «Белая березка», «Пять озер», «Хаски»; отгрузки за январь - июнь 2014 г. снизились на 8%) не ждет заметного роста продаж: рынок останется «в стабильно тяжелом состоянии». Следующий год будет непростым для всей экономики, а население «не готово к цене легальной продукции на полке», признает и Мечетин.

Усилиями РАР в 2015 г. в российской рознице прекратится рост продаж нелегальной водки, а учтенное производство (и, соответственно, продажи) несколько вырастет, надеется гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Но из-за более высокой розничной стоимости легальной водки ее производители не заместят выпадающие продажи полностью, а значит, часть потребителей уйдет в нелицензированную розницу, предупреждает он.