Статья опубликована в № 3746 от 26.12.2014 под заголовком: Розница готовится к мертвому сезону

Итоги-2014 - российский розничный рынок

В следующем году оборот российской розницы сократится - впервые за несколько лет, следует из официального прогноза Минэкономразвития. За чей счет произойдет это сокращение?
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Российскую розницу ждут непростые времена
Артем Геодакян / ТАСС

Российская розница пережила в этом году сразу несколько потрясений. Продовольственное эмбарго, введенное Россией в августе, заставило сети экстренно искать новых поставщиков, чтобы не встретить предновогодний сезон с полупустыми полками в рыбных, молочных и овощных отделах. К октябрю ритейлеры отрапортовали: основную часть попавшей под запрет продукции они смогли заместить. Это не сказалось на их оборотах: начавшая разгоняться инфляция плюс активные промокампании и расширение сетей обеспечивали рост продаж выше ожиданий. Все лидеры российского розничного рынка - «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» - даже повысили прогнозы по выручке на этот год.

Но в ноябре торговлю ждал новый сюрприз - девальвация рубля.

В 2015 г. оборот российской розницы впервые за последние годы сократится: согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, оборот торговли и платных услуг в России будет на 3,8% меньше, чем в 2014 г. Еще в сентябре чиновники надеялись на слабый рост (+0,6%).

Единственный из опрошенных «Ведомостями» сегментов розницы, не слишком обеспокоенный скачком валютных курсов, - это продажа товаров для дома. По примеру магазинов косметики они рассчитывают на «эффект губной помады». «Когда люди перестанут выезжать за границу и покупать дорогую электронику, им все равно нужны будут позитивные эмоции», - рассуждает совладелец сети «Уютерра» Александр Селиверстов. Средняя цена единицы товара в этой сети невысока - 200-300 руб., и он рассчитывает на сохранение покупательского трафика в 2015 г. Кризис даже идет сектору на пользу, оптимистичен Селиверстов: последние пять лет стабильный рубль не давал продавцам возможности повышать цены, хотя их расходы стабильно росли как минимум на инфляционные 10% в год. Поэтому, «чтобы хотя бы повторить результат предыдущего года, мы должны были продавать в штуках на 10% больше и сокращать расходы».

Рост закупочных цен не пугает Селиверстова: «У нас большие складские запасы, закупленные по старому курсу и старым ценам. На ближайшие полгода мы обеспечены этим товаром. На новый товар мы снижаем свою маржу на 10-15%. Поэтому будем повышать цены плавно - в декабре мы подняли их в среднем на 5-15%».

Перспективы остального ритейла менее оптимистичны.

На крупнейших торговцах продовольствием девальвация сказывается сильнее, чем продовольственное эмбарго, писали аналитики Morgan Stanley в отчете. Наиболее уязвимы гипермаркеты, считают они: судя по опыту 2009 г., стремящиеся сэкономить покупатели стараются ходить в небольшие магазины «у дома». Кроме того, сетям гипермаркетов сложнее воплощать в жизнь масштабные планы по расширению из-за ужесточения кредитных условий и дефицита ликвидности.

Сети магазинов «у дома» - «Пятерочка» (принадлежит X5 Retail Group), «Магнит» - в лучшем положении, считают аналитики Morgan Stanley. У этих компаний, а также у «Дикси» сохранятся сильные операционные и финансовые результаты и в 2015 г., согласны аналитики UBS. Сложнее будет гипермаркетам «О'кей», считают они: эти магазины ориентированы на средний класс, их ассортимент сузился из-за продовольственного эмбарго и девальвации, а в начале года компания должна запустить новый для себя формат дискаунтеров. Представитель «О'кей» Марина Каган отказалась общаться с «Ведомостями».

Если перспективы продовольственных ритейлеров аналитики еще берутся прогнозировать, то, что будет с непродовольственными товарами, затрудняются сказать даже сами их продавцы. Даже в конце ноября, когда еще не было резкого валютного скачка, «М.видео» уже опасалась, что в 2015 г. его выручка может и не вырасти. Сейчас ритейлер не делает никаких прогнозов: «Ориентируемся на опыт 2009 г.», - лаконичен его представитель Антон Пантелеев. Слабые игроки будут вынуждены уходить с рынка, но «М.видео» - крупнейший продавец бытовой техники и электроники в России - об их покупке пока не думает, добавляет он.

«Сейчас ажиотажный спрос, но никто не понимает, что будет в 2015 г.», - признается сотрудник крупного ритейлера бытовой техники и электроники. Кризис будет более жестким, чем в 2009 г., уверен гендиректор и совладелец второго по выручке (по оценке Infoline) ритейлера электроники DNS Дмитрий Алексеев: «Сокращение оборотов более чем реально».

Но, пожалуй, в наиболее сложной ситуации продавцы одежды. Их магазины в отличие от сетей электроники почти не затронул потребительский ажиотаж декабря, а зависимость от импорта и, соответственно, валютных скачков у одежного ритейла высока. У поставщиков продовольствия и электроники случаи остановки поставок после резкой девальвации рубля были единичными, а вот в одежном ритейле пострадали практически все крупнейшие игроки. Временно остановились поставки в магазины Inditex в России (Zara, Oysho, Bershka и др.), BNS Group (сети Mexx, Calvin Klein, Michael Kors, TopShop и др.), «Кира Пластинина стиль» и др.

Самое уязвимое положение у дистрибуторов, поставляющих брендовые товары, считает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Это «Монэкс трейдинг» (American Eagle Outfitters, Next и проч.), BNS Group, отчасти «Джамилько» (Versace, Salvatore Ferragamo и др.), перечисляет она. Такие компании работают исключительно на импортных поставках и полностью зависят от валютной динамики. «Прогнозировать такие риски невозможно, как невозможно и отказаться от товара, - рассуждает Ядерная. - Ни одна из этих компаний сейчас не может переориентироваться на российские бренды в силу специфики бизнеса. Они заложники ситуации».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more