Федеральная грузовая компания планирует с 2016 года стать прибыльной

В последние два года компания несет убытки
Участники рынка разделяют оптимизм ФГК/ Е.Разумный/ Ведомости

РЖД утвердила бюджет дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК) на 2015–2017 гг. (копия документа есть у «Ведомостей»). Компания рассчитывает с 2016 г. вновь стать прибыльной и заработать 3,3 млрд руб., в 2017 г. – 5,6 млрд руб. Правда, по итогам 2015 г. компания прогнозирует убыток в 2 млрд руб. По итогам 2014 г. убыток ФГК был 3,6 млрд руб., РЖД даже пришлось докапитализировать «дочку» на 7,4 млрд руб. ФГК рассчитывает, что ее выручка и EBITDA в 2015–2017 гг. также будут расти (см. график). В последний раз ФГК получала прибыли по итогам 2013 г. – 2,5 млрд руб.

Рост доходов ФГК обеспечат «увеличение погрузки и повышение доходных ставок оперирования», поясняет компания в своих материалах. Ставка вырастет на 23,3% до 629 руб. за вагон в сутки, а погрузка – на 5,2% до 172,1 млн т. Такой оптимизм представитель компании объясняет в том числе сокращением профицита вагонов на сети РЖД из-за списания старого парка. Сейчас профицит – 25% от всех вагонов. Участники рынка разделяют оптимизм ФГК. Ставка оперирования может вырасти из-за локального дефицита вагонов на некоторых направлениях и консолидации рынка, полагает топ-менеджер железнодорожного оператора. Стимулом для роста погрузки может стать рост экспорта грузов из-за девальвации рубля, добавляет он. Правда, топ-менеджер компании-грузоотправителя ждет роста ставок только весной следующего года. В этом году им не дадут сильно вырасти долгосрочные контракты операторов с грузоотправителями, где стоимость перевозки фиксирована, отмечает собеседник «Ведомостей».

У самой ФГК 40% парка (62 320 вагонов) с истекшим сроком службы, говорится в презентации министра промышленности и торговли Дениса Мантурова к совещанию по развитию транспортного машиностроения. В этом году компания планирует списать 33 000 вагонов. Чтобы восполнить выбывший парк и не потерять долю на рынке, «дочка» РЖД планирует вложить 76 млрд руб. на покупку 45 232 новых вагонов в 2015–2017 гг. (1,6 млн руб. за вагон). Покупку вагонов компания планирует профинансировать за счет собственных средств и 1,6 млрд руб. – привлечь в качестве займа. Правда, ФГК не уточняет, будут ли это новые вагоны или те, которые есть на рынке. По мнению гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, ФГК может выкупить вагоны у лизинговых компаний, по которым другие операторы допустили дефолт. Передать вагоны лизинговых компаний предлагает и Государственная транспортная лизинговая компания, предварительно выкупив их у лизинговых компаний.