Российскому бизнесу помогут осваивать китайский рынок

В числе мер система стыковки бизнеса — специально созданная сеть для поиска партнеров по запросу
Российским предпринимателям окажут содействие в освоении китайского рынка/ David Gray/ Reuters

Китайский рынок предоставляет интересные возможности, это новое окно для бизнеса в условиях торможения российской экономики и сжатия внутреннего спроса, но к нему трудно подступиться: языковой барьер, другие правила, регулирование и менталитет, признавались в разговоре с «Ведомостями» участники российско-китайского форума «Большие возможности малого и среднего бизнеса» в Пекине.

Открытие форума вице-премьерами России и КНР придало мероприятию высокий статус, отмечали участники форума. Форум открывали первый вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли и вице-премьер Аркадий Дворкович. Одним из главных кураторов мероприятия была дочь китайского реформатора Дэн Сяопиня Дэн Жун - зампредседателя китайского-российского комитета дружбы, мира и развития. Титов поблагодарил Дэн Жун за то, что от имени комитета она оказала огромное содействие предпринимателям из России. Руководство КНР заинтересовано в расширении сотрудничества с Россией, комитету поставлена задача сделать его многосторонним и вывести на уровень другого масштаба, заявила Дэн Жун. По ее словам, лидеры стран дают инструкции комитету по стимулированию экономических отношений с Россией. В планах российского правительства – увеличить товарооборот до $200 млрд к 2020 г. с $88,8 млрд в прошлом году.

От России в форуме участвовали 320 бизнесменов из 38 областей и городов, от КНР – 10 провинций и более 500 предпринимателей. По предварительной оценке, около 25% участников нашли себе китайских партнеров, отчитался уполномоченный президента по защите прав предпринимателей Борис Титов, являющийся председателем российской части Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.

В числе представивших свой потенциал для китайских инвесторов были и региональные администрации, в их числе - Омская область, Ставропольский край, Томская, Владимирская и Вологодская области.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного совместно с Российско-китайским комитетом дружбы, мира и развития, главными препятствиями для работы в Китае российский бизнес называет языковой и культурный барьеры, сложную логистику и таможенные проблемы, недостаток информации о китайском рынке и проблему конвертации валют.

Российским предпринимателям окажут содействие в освоении китайского рынка, пообещали организаторы форума. «Мы договорились, что будет создана специальная выставочная платформа для российских товаров в Китае в г. Харбине», - заявил Титов. По его словам, выставка будет постоянно действующей, она нацелена на продвижение отечественной продукции на китайском рынке и развитие бизнеса между странами. Планируется, что продвижение продукции российских производителей будет происходить через специально созданную систему по маркетингу в КНР.

Намерен активизировать взаимодействие с российским бизнесом и Пекин: Ассоциация по содействию китайским компаниям за рубежом создаст специальную программу для поиска инвесторов и реализации инвестиционных проектов. Это также будет постоянно действующий центр, куда у российских предпринимателей будет всегда возможность обратиться, если им нужны китайские инвестиции, уточнил Титов. Участие министерств и ведомств, в числе которых – Минэкономразвития, позволило подробно обсудить вопрос регулирования бизнеса, участие большого количества предпринимателей в форуме дало возможность проговорить конкретные меры стимулирования сотрудничества, добавил Титов. Некоторые территории граничат с КНР, территориальное и межрегиональное сотрудничество экономически обоснованно, указал замминистра экономического развития Олег Фомичев.

В октябре в Пекине пройдет выставка по инвестициям за рубежом, для участия в которой Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития сформирует делегацию предпринимателей, которые хотят предложить свои проекты китайских инвесторам. Это также постоянно действующая платформа для продвижения бизнеса, уточнил Титов. По его словам, прошедший форум в Пекине - только первый шаг, речь идет о разработке комплекса мер, которые позволят малому и среднему бизнесу реализовывать совместные проекты: в их числе система стыковки бизнеса – специально созданная сеть для поиска партнеров по запросу.

Российско-китайский форум станет постоянно действующей площадкой. В следующий раз по предварительной договоренности он будет проведен в Сочи через год.