Статья опубликована в № 3843 от 02.06.2015 под заголовком: РЖД снова просит льгот

РЖД просит обнулить НДС на пассажирские перевозки дальнего следования

Минтранс согласен снизить до 10%, Минфин против

РЖД направила в Минтранс предложение об обнулении налога на добавленную стоимость (НДС) на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования, сообщил в понедельник вице-президент монополии Михаил Акулов (его слова передает «Интерфакс»). Мнения чиновников о необходимости налоговых льгот на перевозки дальнего следования разделились. Минтранс согласен снизить налог для пассажирских перевозок дальнего следования до 10% (сейчас – 18%), говорит представитель министерства. С таким предложением, по его данным, в министерство обращалась Ассоциация перевозчиков и операторов в сфере железнодорожных пассажирских перевозок и железнодорожного туризма «Желдорразвитие». Представитель Минфина говорит, что ведомство получило предложение об обнулении НДС на дальние перевозки, но не поддерживает его. Представитель Минэкономразвития сказал, что в министерство таких предложений не поступало.

От пассажирских перевозок в поездах дальнего следования монополия уже много лет получает одни убытки (см. график). Тарифы в плацкартных вагонах на поездах дальнего следования регулируются государством, в остальных вагонах – нет. Чтобы частично компенсировать убытки РЖД, правительство направляет компании по 25 млрд руб. в виде субсидий. Но руководители монополии не раз заявляли, что эти субсидии не покрывают расходов монополии на организацию перевозок дальнего следования. Кроме того, число пассажиров, пользующихся услугами поездов дальнего следования, сокращается: в январе – мае поезда дальнего следования перевезли 34,8 млн человек, на 6,7% меньше, чем за пять месяцев прошлого года. По итогам 2014 г. количество перевезенных пассажиров снизилось на 7,2% до 102,8 млн человек.

По словам Акулова, обнуление НДС позволит снизить стоимость билета и направлять по 5 млрд руб. в год на обновление подвижного состава. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что на эту сумму «дочка» РЖД – Федеральная пассажирская компания (ФПК) – может закупать до 60 вагонов.

В апреле правительство обнулило НДС на пригородные пассажирские перевозки до конца 2016 г. На эту меру чиновники решились после массовой отмены электричек в регионах. Начальник департамента управления бизнес-блока «Пассажирские перевозки» РЖД Геннадий Верховых говорил, что эта мера может дать пригородным пассажирским компаниям в этом году 6,5 млрд руб. (его слова передает «Интерфакс»). Вместе с налоговыми льготами для пригородных перевозок правительство снизило с 1 июля до конца декабря 2017 г. до 10% ставку НДС для региональных авиаперевозок – а это основной конкурент РЖД.

Стратегия развития РЖД до 2030 г. предполагает выход пассажирских перевозок на безубыточный уровень. Для этого, по данным компании, нужно 5,6 трлн руб. инвестиций (с учетом строительства высокоскоростных магистралей), из них сама РЖД готова вложить только 2,3 млрд руб.