Суд отменил решение ФАС оштрафовать РЖД и операторов на 2,2 млрд рублей

Служба обвинила их в нарушении конкуренции при вывозе угля из Кемерова в 2011 году
Суд принял сторону железнодорожников в их споре с ФАС о конкуренции/ Ilya Naymushin/ REUTERS

Арбитражный суд Москвы отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оштрафовать на 2,2 млрд руб. РЖД, железнодорожных операторов и администрацию Кемеровской области, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к участникам процесса. ФАС собирается оспорить это решение, передал через пресс-службу начальник правового управления службы Сергей Пузыревский. После того как ФАС получит решение в полном объеме, у нее будет месяц на обжалование, уточнил он.

В сентябре 2013 г. ФАС обвинила РЖД, операторов и администрацию Кемеровской области в нарушении закона о конкуренции при вывозе угля с предприятий Кузбасса в 2011 г. Поводом для возбуждения дела стало заявление Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава. По данным партнерства, администрация Кемерова допускала к перевозке угля лишь отдельно выбранных операторов. В области на тот момент работало 230 перевозчиков, а к транспортировке угля допускались только 16.

Кроме РЖД и администрации области фигурантами антимонопольного дела стали 12 операторов, среди которых Первая грузовая компания (ПГК), Федеральная грузовая компания (ФГК), «Сибуглеметтранс», «Новотранс» и др. Участникам дела грозил суммарный штраф 2,2 млрд руб.

В октябре 2013 г. операторы, РЖД и администрация Кемерова подали иск против ФАС, требуя отменить решение о штрафе. РЖД и операторы не признают претензий службы.

Что такое «банк вагонов»

Собственники вагонов сдают их в аренду банку по рыночным ставкам (400–500 руб. за вагон в сутки) сроком на 1–5 лет, а банк сдает по ставке 600 руб. (она включает расходы банка на обслуживание вагона и др.). Сокращение парка в этом случае произойдет за счет того, что участники банка возьмут обязательство не покупать новые вагоны и не арендовать их у других собственников, а пользоваться услугами банка.

Это (выбор отдельных операторов) был способ улучшить технологию перевозочного процесса, а не ценовой сговор, говорит источник, близкий к одному из участников процесса.

В 2011 г. возникла проблема с вывозом угля с предприятий Кузбасса. Из-за избытка пустых вагонов, простаивающих на путях РЖД, образовались заторы и не могли выехать груженые вагоны. Из-за дефицита пропускной способности на складах предприятий Кузбасса летом 2011 г. скопилось 17 млн т угля, в результате чего угледобывающие компании начали сокращать добычу, говорится в материалах ФАС. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев написал об этом письмо тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. В Кемерове провели совещание, на котором согласовали новый порядок вывоза угля: администрация региона отобрала операторов, с которыми были заключены соглашения.

«Стремление рынка модерировать железнодорожные перевозки в целях разрешения периодически возникающих транспортно-инфраструктурных кризисов естественно и не должно рассматриваться как антиконкурентное поведение. Несмотря на это, антимонопольный орган подобные инициативы по добровольной оптимизации перевозочных процессов стремится трактовать как ущемление конкуренции», – отмечает Ярослав Кулик, партнер юридической фирмы Art de lex (представляла интересы одного из истцов). «Кемеровское дело» является прецедентным. В случае победы ФАС можно было бы ожидать возбуждения аналогичных дел о нарушении антимонопольного законодательства», – добавляет он.

Недавно ФАС выступила и против другой инициативы операторов по улучшению технологии управления парком вагонов – создания «банка вагонов» (см. врез). По словам замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталии Яковенко, это нарушение закона о конкуренции.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Представители ФГК и администрации Кемерова на вопросы не ответили. Представитель ПГК сказал лишь, что компания довольна результатом судебного разбирательства против ФАС.