Статья опубликована в № 3850 от 11.06.2015 под заголовком: Операторы остались без штрафа

Суд отменил решение ФАС оштрафовать РЖД и операторов на 2,2 млрд рублей

Служба обвинила их в нарушении конкуренции при вывозе угля из Кемерова в 2011 году
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Арбитражный суд Москвы отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оштрафовать на 2,2 млрд руб. РЖД, железнодорожных операторов и администрацию Кемеровской области, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к участникам процесса. ФАС собирается оспорить это решение, передал через пресс-службу начальник правового управления службы Сергей Пузыревский. После того как ФАС получит решение в полном объеме, у нее будет месяц на обжалование, уточнил он.

В сентябре 2013 г. ФАС обвинила РЖД, операторов и администрацию Кемеровской области в нарушении закона о конкуренции при вывозе угля с предприятий Кузбасса в 2011 г. Поводом для возбуждения дела стало заявление Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава. По данным партнерства, администрация Кемерова допускала к перевозке угля лишь отдельно выбранных операторов. В области на тот момент работало 230 перевозчиков, а к транспортировке угля допускались только 16.

Кроме РЖД и администрации области фигурантами антимонопольного дела стали 12 операторов, среди которых Первая грузовая компания (ПГК), Федеральная грузовая компания (ФГК), «Сибуглеметтранс», «Новотранс» и др. Участникам дела грозил суммарный штраф 2,2 млрд руб.

В октябре 2013 г. операторы, РЖД и администрация Кемерова подали иск против ФАС, требуя отменить решение о штрафе. РЖД и операторы не признают претензий службы.

Что такое «банк вагонов»

Собственники вагонов сдают их в аренду банку по рыночным ставкам (400–500 руб. за вагон в сутки) сроком на 1–5 лет, а банк сдает по ставке 600 руб. (она включает расходы банка на обслуживание вагона и др.). Сокращение парка в этом случае произойдет за счет того, что участники банка возьмут обязательство не покупать новые вагоны и не арендовать их у других собственников, а пользоваться услугами банка.

Это (выбор отдельных операторов) был способ улучшить технологию перевозочного процесса, а не ценовой сговор, говорит источник, близкий к одному из участников процесса.

В 2011 г. возникла проблема с вывозом угля с предприятий Кузбасса. Из-за избытка пустых вагонов, простаивающих на путях РЖД, образовались заторы и не могли выехать груженые вагоны. Из-за дефицита пропускной способности на складах предприятий Кузбасса летом 2011 г. скопилось 17 млн т угля, в результате чего угледобывающие компании начали сокращать добычу, говорится в материалах ФАС. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев написал об этом письмо тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. В Кемерове провели совещание, на котором согласовали новый порядок вывоза угля: администрация региона отобрала операторов, с которыми были заключены соглашения.

«Стремление рынка модерировать железнодорожные перевозки в целях разрешения периодически возникающих транспортно-инфраструктурных кризисов естественно и не должно рассматриваться как антиконкурентное поведение. Несмотря на это, антимонопольный орган подобные инициативы по добровольной оптимизации перевозочных процессов стремится трактовать как ущемление конкуренции», – отмечает Ярослав Кулик, партнер юридической фирмы Art de lex (представляла интересы одного из истцов). «Кемеровское дело» является прецедентным. В случае победы ФАС можно было бы ожидать возбуждения аналогичных дел о нарушении антимонопольного законодательства», – добавляет он.

Недавно ФАС выступила и против другой инициативы операторов по улучшению технологии управления парком вагонов – создания «банка вагонов» (см. врез). По словам замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталии Яковенко, это нарушение закона о конкуренции.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Представители ФГК и администрации Кемерова на вопросы не ответили. Представитель ПГК сказал лишь, что компания довольна результатом судебного разбирательства против ФАС.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more