Статья опубликована в № 3854 от 18.06.2015 под заголовком: Больше мяса, меньше денег

За год после введения продуктового эмбарго российские производители смогли заместить запрещенный импорт

Но россияне начали экономить на еде
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Стоимость минимального месячного набора продуктов питания в среднем по России выросла с января по май 2015 г. на 15,2% до 3824,3 руб., подсчитал Росстат. Как следствие, половина россиян стали за последние полгода больше экономить на еде, в первую очередь – на мясе и птице, сыре и колбасе, а также фруктах, выяснил ФОМ. 39% россиян стали покупать продукты более дешевых марок, 31% отказались от покупки некоторых продуктов, 29% в принципе стали покупать меньше продуктов, свидетельствуют данные мартовского опроса ФОМа. В декабре такие ответы давали 28, 22 и 20% опрошенных соответственно.

Покупатели озабочены ростом цен и ищут более дешевые источники калорий, писала аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Это же подтверждают и экономисты Российской академии народного хозяйства и госслужбы: мартовские данные показывали «смещение потребления к более простым и калорийным продуктам». При росте продаж хлеба и хлебобулочных изделий, сахара, круп, макаронных изделий на 10–17% продажи молока и молочных продуктов выросли лишь на 7,9%, а мяса и изделий из него упали на 4,1%. Все чаще потребители покупают более доступные товары, что противоречит тренду последних нескольких лет, когда россияне все активнее покупали товары высокой ценовой категории лучшего качества (в более удобной упаковке, более простые в приготовлении и проч.), говорится в июньском исследовании PwC «Экономический спад в России». В ответ производители стали предлагать новые товары, созданные из более дешевых ингредиентов. Производство продуктов питания было в значительной степени подвержено «эффекту ножниц»: снижению выручки в совокупности с ростом себестоимости. Исключением, по данным PwC, являются производители, получившие преимущества в результате введения Россией ограничений на ввоз продовольственных товаров – мяса и сыров.

Заместили импорт

Мясо и птица – самая большая категория, на которой россияне начали экономить, следует из опроса ФОМа: в марте о сокращении расходов на эти товары заявляло 28% опрошенных против 32% в феврале. Во всех странах в кризис потребители в первую очередь отказываются от говядины в пользу более дешевых свинины и мяса птицы, Россия в этом плане – не исключение, говорит президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его оценке, по итогам года потребление мяса может сократиться на 6%. Но при этом для производителей рыночная ситуация сейчас неплохая: внутреннее производство по этим категориям растет, рассказывает Юшин.

Рост российского производства мяса, птицы, рыбы и сыров сопоставим с сокращением импорта, который случился после введения Россией продуктового эмбарго, говорилось в исследовании «Оперативный мониторинг экономической ситуации в России», подготовленном в конце апреля Институтом Гайдара, РАНХиГС и Всероссийской академией внешней торговли Минэкономразвития. За первые два месяца 2015 г. производство мяса и субпродуктов выросло по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 17,8%, или на 57 700 т, ссылались авторы на данные Росстата. В то же время импорт этих товаров снизился на 62%, или на 73 900 т. Похожая ситуация и на рынке мяса птицы: в январе – феврале российские производители выпустили на 90 100 т больше птицы, что на 57%, или 31 100 т, превышает сокращение объема импорта, указывали эксперты.

Снижение импорта мяса не связано с продуктовым эмбарго: ввоз свинины из Европы, например, был запрещен из-за АЧС, а говядины оттуда ввозилось лишь 4%, напоминает Юшин. Импорт отчасти смогла заместить Бразилия, но совсем по другой цене и девальвация рубля только усилила эту разницу, рассуждает он. В сложившейся ситуации выиграли птицеводы, уверен эксперт: спрос на мясо птицы растет со стороны как розницы, так и мясопереработчиков. Если в прошлом году на птицу приходилась половина потребления мяса, то по итогам этого года она займет до 60%, полагает Юшин. Но заработать птицеводам все равно сложнее: они не могли в короткие сроки переложить рост себестоимости на потребителя, уверяет он.

В основном себестоимость росла из-за валютной волатильности, объясняет представитель «Черкизово»: многие компоненты привязаны к доллару или евро либо напрямую (за рубежом покупаются инкубационные яйца, ветпрепараты, премиксы для кормов и др.), либо косвенно (к примеру, зерно и удобрения являются экспортными товарами, цены на них номинированы в долларах, соответственно, после девальвации рубля то же зерно за несколько месяцев подорожало вдвое, несмотря на рекордный урожай в стране в 2014 г.). Напрямую переложить рост расходов на потребителя невозможно, так как цену определяет прежде всего рынок, а он достаточно насыщен, подтверждает Юшин. На рынке птицы, по его словам, есть даже признаки перепроизводства: по сравнению с ценой в августе – сентябре 2014 г. цены на птицу снизились. Цены на свинину также падают: в опте полутуши стоят сейчас на 5–10% меньше, чем в августе, добавляет он. Давление на маржу производителей в отрасли проявится во II–III кварталах, когда будет заметен эффект от подорожавшего зерна и закупок по новому курсу, считает представитель «Черкизово».

Существенные изменения произошли и в структуре потребления рыбы, указывает представитель группы «Русская аквакультура» Илья Березнюк: это напрямую связано с ростом цен из-за валютных колебаний и запретом на импорт продуктов из стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии. В течение I квартала 2015 г. цена на рыбу падала на фоне укрепления рубля по отношению к мировым валютам после пиковых значений конца 2014 г., но восстановления спроса до уровня I квартала 2014 г. не произошло, сетует он: покупатели переориентировались на более дешевые виды рыбной продукции.

«Ламбер» вместо камамбера

На молочном рынке изменения начались с момента введения эмбарго, под которое попал значительный ассортимент сыров, рассказывает предправления Союзмолока Андрей Даниленко. По данным аналитического центра Союзмолока, поставки молочной продукции за август – май 2014/15 г. по сравнению с тем же периодом 2013/14 г. сократились почти в 3,5 раза до 1,2 млн т ( в расчетах не учтен импорт из стран Таможенного союза). Отечественное производство стало расти, а позже нашлись и альтернативные поставщики, например Швейцария и Сербия, продолжает Даниленко. Однако уменьшение предложения, а также девальвация привели к значительному удорожанию продукта: у производителей подорожали кредиты, к тому же часть сырья и оборудования также номинирована в валюте, продолжает он. К этому добавилось снижение доходов населения и в итоге потребители стали покупать меньше, рассказывает Даниленко.

Потребители переключаются с более дорогой на более дешевую продукцию: меньше покупают йогуртов, переключаются на традиционную продукцию, говорила на форуме Retail Vision в начале июня вице-президент по продажам «Danone Россия» Мэри Гукасян. По ее словам, потребители больше не покупают впрок: «Они покупают только для того, чтобы здесь и сейчас выпить или съесть этот продукт». Но нет снижения продаж в детской категории – «на детях не экономят», рассказывала Гукасян.

Несмотря на общую экономию со стороны потребителей, производители переключаются на высокомаржинальные продукты – йогурты, десерты, рассказывает Даниленко. Например, ОАО «Вимм-билль-данн» (ВБД), объединяющее молочные активы PepsiCo в России, снизило производство молока в 2014 г. на 22,5% и диетических продуктов на 19%, в то же время компания увеличила почти в 1,5 раза выпуск йогуртов и на 11,9% – сливочного масла, говорилось в отчетности компании. Также 20 мая компания объявила об удвоении мощностей Рубцовского молочного завода, производящего сыр «Ламбер». В 2014 г. выручка ВБД выросла на 13%, тогда как прибыль – на 65,9%.

Доля рынка, а не маржа

Рост себестоимости производства продуктов питания отмечают все опрошенные руководители компаний, говорится в исследовании PwC. Компании, которые импортируют материалы для производства, вынуждены закупать их в условиях высокого обменного курса, а компании, которые закупают материалы на отечественном рынке, сталкиваются с ограниченным предложением материалов необходимого качества, что в совокупности приводит к росту цен для конечного потребителя, объясняют исследователи. Снизившийся потребительский спрос заставляет производителей продуктов питания вести борьбу за долю рынка: чтобы ее увеличить, большинство снижает маржу для того, чтобы сохранить конкурентоспособные цены для потребителей.

Читать ещё
Preloader more