Компании не определились с заказами для судостроительного комплекса «Звезда»

Это один из рисков при реализации проекта, считают в профильных ведомствах
  • Мария Киселева,
  • Маргарита Папченкова

Минвостокразвития видит потенциальные риски реализации проекта создания судостроительного комплекса «Звезда». Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на письмо Минвостокразвития в Минэкономразвития (его содержание передает источник агентства, источник «Ведомостей» в одном из профильных ведомств подтвердил факт отправки письма). По словам собеседника агентства, министерство считает, что перспективные потребности потенциальных заказчиков в судах и морской технике, на основании которых сформирована производственная программа проекта, «носят предварительный характер и периодически уточняются». Кроме того, представленные финансовая модель разработана без учета создания инженерной и социальной инфраструктуры.

Представитель Минвостокразвития подчеркнул, что ведомство «однозначно поддерживает проект создания судостроительного комплекса «Звезда». Относительно рисков, связанных с корректировкой оценки заказа, в ведомстве отметили, что "в целях повышения привлекательности проекта судостроительного комплекса «Звезда» необходимо формирование единой политики заказа, включая унификацию потребностей заказчиков по типам и классам судов". «Такая работа сейчас активно ведется», – сказал он.

Портфель заказов по проекту действительно не сформирован и это создает риски для проектов, сказал «Ведомостям» высокопоставленный чиновник. Но «Звезда» концептуально поддерживается, в том числе в Кремле, поэтому чиновникам скорей всего придется давить на компании, требуя разместить заказы, ожидает он. Этим займутся в ближайшее время, так как без подтверждения заказов невозможно решение о выделении средств ФНБ, подчеркивает собеседник "Ведомостей".

В конце июня "Интерфакс" сообщил, что в правительство уже внесен проект изменений в закон «О недрах», по которому морской экспорт российского сжиженного природного газа и нефти, добытой на шельфе, должен будет осуществляться только судами под российским флагом. При этом с 2020 г. все новые контракты на перевозку СПГ и нефти (добытой не на суше) должны будут заключаться с условием использования только судов, построенных в России.

Представитель Минэкономразвития уточнил, что производственная программа в настоящее время составлена с учетом потребностей «Совкомфлота» и «Роснефти». Источник в одной из компаний, которая участвовала в проекте «Звезды», рассказал о том, что проект тяжелый и другие компании (например «Газпром») не будут размещать заказы на «Звезде». Однако «Роснефть» подтвердила тот заказ, о котором было объявлено, и будет его размещать. В годовом отчете ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» говорилось, что «Роснефть» может стать крупнейшим заказчиком судоверфи, потребность нефтекомпании для работы на шельфе до 2030 г. – более 100 платформ различного типа и более 200 судов. Представитель "Роснефти" не ответил на запрос «Ведомостей». Вопрос заключения твердых контрактов, а также объемов загрузки верфи будет определен по итогам оценки комплексного обоснования, говорит представитель Минэкономразвития. «Необходимо понимать, что объемы загрузки верфи так или иначе подлежат корректировке согласно производственному плану и плану потребностей основного заказчика – ОАО «Роснефть», – сказал он.

Как сообщалось, общая стоимость создания судостроительного комплекса «Звезда» на период 2010–2024 гг. оценивается в 145,5 млрд руб. В конце июня «Роснефть» сообщила, что подала заявку на выделение из ФНБ 89 млрд руб. на проект создания судостроительного кластера для освоения шельфовых месторождений на базе комплекса «Звезда». Как говорится в сообщении, эта сумма составляет 50% от стоимости проекта, что соответствует параметрам выделения средств из ФНБ на другие проекты. На Петербургском форуме помощник президента и глава совета директоров «Роснефти» Андрей Белоусов заявлял, что финансирование «Звезды» за счет ФНБ возможно только после подготовки пятилетней программы заказов на ее продукцию. Помимо средств ФНБ планируется получение государственной поддержки в виде возмещения процентов по кредитам на строительство верфи в размере 5,6 млрд руб., а также использование собственных и заемных средств.

В начале июля ЗАО «Современные технологии судостроения» (СП Газпромбанка и «Роснефти») получило 75% минус две акции ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), до этого контроль над компанией принадлежал ОСК. В ДЦСС также входят ОАО «ЦС «Дальзавод», ОАО «Востокпроектверфь», ОАО «Северо-Восточный ремонтный центр», ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ОАО «Амурский судостроительный завод».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать