Правительство потратит до 1,5 млрд рублей на поддержку продаж российских самолетов

Владельцам SSJ100 и МС-21 будет гарантирована их остаточная стоимость
Программа рассчитана на 100 самолетов SSJ100 и 100 самолетов МС-21/ Д. Гришкин/ Ведомости

Государство поддержит с помощью гарантии остаточной стоимости лизингодателей самолета SukhoiSuperjet 100 (SSJ100). Такая же мера господдержки будет распространена на новый самолет МС-21, первый образец которого будет представлен в конце года. Об этом рассказал «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский.

По расчетам Минпромторга, цена самолетов после 12 лет эксплуатации составит не менее 40% от первоначальной, говорит Богинский. Если по истечении срока реальная цена самолета окажется ниже, государство компенсирует владельцу самолета (лизинговой или авиакомпании) до трети от расчетной остаточной стоимости, объясняет принцип работы чиновник. Деньги будут вноситься в капитал специальной «дочки» ОАК – «ОАК капитал» – по мере передачи самолетов. Программа рассчитана на 100 самолетов SSJ100 и 100 самолетов МС-21. Представитель ОАК сказал, что такая поддержка позволит повысить конкурентоспособность самолетов, приблизив условия их продажи к условиям, которые предлагают конкуренты ОАК.

Остаточную стоимость российских самолетов невозможно определить из-за отсутствия опыта ремаркетинга и неразвитой системы техобслуживания, объясняет проблему гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак. А на самолеты Boeing и Airbus остаточная стоимость иногда бывает выше закупочной. Такая цена формируется, например, за счет деятельности Ryanair, которая покупает самолеты большими партиями и перепродает, зарабатывая на разнице, напоминает эксперт.

По каталожной цене на гарантии для 200 самолетов понадобится до 1,5 млрд руб. В 2015 г. в бюджете предусмотрено около 750 млн руб., сообщил представитель Минпромторга, потом сумма будет увеличиваться. В отчете ГСС за 2014 г. говорится, что в 2015 г. компания планирует продать 36 самолетов. На МС-21 можно будет со временем переводить невостребованные деньги за ремаркетированные самолеты, уточняет Богинский. Первые поставки четырех МС-21 намечены на 2018 г.

В правление «ОАК капитала» могут войти представители банков и лизинговых компаний, рассказал Богинский. Представитель «Ильюшин финанс Ко» отметил, что о схеме работы с «ОАК капиталом» говорить рано. Представитель Государственной транспортно-лизинговой компании от комментариев отказался. Связаться с его коллегами из «ВЭБ лизинга» и «Сбербанк лизинга» не удалось.