Статья опубликована в № 3931 от 05.10.2015 под заголовком: «Роснефть» обещает успеть

Введение стандарта «Евро-5» для топлива могут вновь отложить на год

Чиновники опасаются дефицита бензина, так как не все нефтяники модернизировали НПЗ
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Окончательное решение о том, переходить ли с нового года на экологический стандарт топлива «Евро-5» или продлевать «Евро-4» еще на год, будет принято 6 октября, передал 3 октября «Интерфакс» со ссылкой на министра энергетики Александра Новака. До последнего времени Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считали, что «Евро-4» нужно продлевать еще на год, так как «Роснефть» не успеет модернизировать все свои НПЗ в срок. Но в пятницу компания заявила, что никогда не просила о продлении сроков обращения топлива класса «Евро-4» и успеет перевести все заводы на новый стандарт к концу этого года. Минэнерго проанализирует данные компании, пообещал Новак.

Нефтяные компании должны были завершить модернизацию НПЗ и полностью перейти на выпуск нефтепродуктов стандарта «Евро-5» с 2016 г. Это предусматривали четырехсторонние соглашения, подписанные Росстандартом, Ростехнадзором, ФАС и компаниями в 2011 г. Соглашения 12 нефтяных компаний заключили после случившегося в 2010–2011 гг. дефицита топлива. Правда, в первую очередь они были направлены на производство достаточного объема бензина, напоминает руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин.

«Газпром нефть», «Лукойл», ННК, «Башнефть», «Сургутнефтегаз» уже полностью перешли на выпуск бензинов 5-го класса. Но «Роснефть» в начале 2015 г. сообщила о переносе сроков модернизации семи из запланированных 13 установок на своих НПЗ, говорилось в июньской презентации Минэнерго. В этом случае прогнозное производство бензина «Евро-5» снижается в 2016 г. на 3,3 млн т, так что министерство предложило разрешить производство «Евро-4» еще на год.

У «Роснефти» возникли финансовые проблемы после введения большого налогового маневра, писал в июле президенту Владимиру Путину президент «Роснефти» Игорь Сечин и просил обеспечить налоговые льготы, чтобы успеть с модернизацией. Также «Роснефть» предлагала выделить на эти цели деньги из ФНБ, но так их и не получила. Компания должна четко объяснить, как она собирается успеть завершить модернизацию и выпускать в следующем году 9–10 млн т топлива класса «Евро-5», если сейчас выпускает всего 5–6 млн т, говорит один из чиновников, участвующих в обсуждении. Кроме того, возникает законный вопрос: для чего компания просила деньги на модернизацию, если теперь успевает справиться сама, удивляется он. Начальник управления ФАС Дмитрий Махонин считает, что до конца года осталось слишком мало времени и все-таки необходимо продлевать «Евро-4».

Впрочем, сама «Роснефть» наращивает производство бензинов класса «Евро-5» семимильными шагами. Если на начало года на них приходилось менее половины производства, то теперь около трех четвертей, говорится в презентации агентства «Аналитика товарных рынков». Главный аутсайдер – ТАИФ-НК. Предприятие, по данным «Аналитики товарных рынков», производит практически исключительно бензины класса «Евро-4».

Против продления стандарта не возражал и Минфин, рассказывал его чиновник: ставки на «Евро-4» выше, чем на «Евро-5», – в 2015 г. они составляли 7300 руб. за 1 т против 5530 руб. соответственно. С 2016 г. ставки унифицированы, но Минэнерго обсуждает с компаниями сохранение дифференциала, рассказал Новак в пятницу. По его словам, нефтяники предлагают сделать разницу между двумя акцизами в 5000–10 000 руб., Минэнерго считает, что достаточно 3500 руб. Собеседник «Ведомостей», участвующий в дискуссии, говорит, что разница может быть еще ниже – 2970 руб.

По оценке Костина, даже если правительство решит не продлевать «Евро-4», дефицита топлива на рынке не будет: в 2014 г. компании уже выпускали 81,8 и 76% бензина и дизеля стандарта «Евро-5», на «Евро-4» приходилось всего 10% бензина и 13% дизеля. Но директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов оценивает возможный дефицит в случае перехода на «Евро-5» в 2016 г. примерно в 200 000 т в месяц. Он считает, что введение «Евро-5» стоит отложить на год.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more