Статья опубликована в № 4057 от 18.04.2016 под заголовком: На шинах стали экономить

В 2015 году в России стали популярны шины среднего ценового сегмента

Экспорт российских шин растет из-за избытка мощностей

В 2015 г. потребление шин среднего ценового сегмента выросло на 2,9 п. п. до 18,4 млн шт. (64,7% от всего потребления в России). 27,4% пришлось на премиальные марки шин (падение на 1,8 п. п.), а остальное – на дешевые, следует из презентации производителя покрышек «Кордиант». В 2016 г. потребление шин средней ценовой категории составит 68,3% от общего спроса, или 18,2 млн шт. («Кордиант» прогнозирует падение рынка на 6%).

Средний ценовой сегмент покрышек растет в основном за счет перетока покупателей из премиального сегмента (люди начали экономить), а бюджетный сектор падает из-за ухода с российского рынка китайских производителей шин, признает вице-президент другого производителя шин, Nokian Tyres, Андрей Пантюхов. Импорт шин из Китая сократился в 2015 г. в 2 раза до 911 800 шт. (занимает 47% в доле импорта покрышек в Россию).

От продажи шин на российском рынке «Кордиант» заработал в 2015 г. 27,3 млрд руб., что на 23% больше, чем в 2014 г., доля на внутреннем рынке увеличилась с 10 до 12%.

У Nokian Tyres выручка в России упала на 36% до $231,2 млн (доля в выручке снизилась с 26 до 17%), следует из отчета компании. Упали продажи покрышек в России у Pirelli (на 19,1%), отмечает компания в отчете за прошлый год.

Конкуренция в 2016 г. в среднем ценовом сегменте будет только возрастать, признает представитель «Кордианта». Его выводы подтверждает Michelin. «В России и странах СНГ компания уделяет особое внимание защите рентабельности на падающем рынке в условиях агрессивной конкуренции», – говорится в отчете компании.

В прошлый кризис 2009 г. популярностью больше пользовались шины нижнего ценового сегмента. Например, в июне 2009 г. их производство выросло к январю примерно в 7 раз – до 1,4 млн шт., при этом производство шин премиального и среднего сегментов упало в 2 и 2,9 раза соответственно. Премиальный сегмент шин в России будет восстанавливаться вместе с ростом продаж новых автомобилей, считает Пантюхов, так как покупатели новых автомобилей чаще других приобретают шины премиум-класса. В этом году ждать восстановления не стоит: по прогнозам «Кордианта», продажи новых автомобилей в России снизятся в 2016 г. на 16% до 1,25 млн шт.

В то же время в 2015 г. вырос экспорт из России шин для легковых автомобилей на 37% (до 16,6 млн шт.), на 32% – покрышек для грузовиков (1,3 млн шт.), отмечает представитель «Кордианта». Причина не только в снижении себестоимости за счет девальвации рубля – производителям, которые ввели в последние два года дополнительные мощности по производству шин, нужно искать рынки сбыта из-за падения российского рынка, говорит аналитик ВТБ Владимир Беспалов.

Представители Continental, Pirelli, Michelin, «Нижнекамскшины», Алтайского шинного комбината не ответили на запросы «Ведомостей».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)