Статья опубликована в № 4117 от 15.07.2016 под заголовком: Слушаться врача стало дорого

Россияне игнорируют предписания врачей

Больше половины покупателей просят в аптеках подобрать российские препараты вместо импортных
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Почти половина россиян, покупающих безрецептурные лекарства, игнорируют предписания врачей, если цена на выписанные теми препараты слишком высока, сообщила компания Nielsen. Исследование – опрос фармацевтов и посетителей аптек – она проводила в мае 2016 г. По сравнению с сентябрем 2015 г. доля таких покупателей выросла на 4 п. п.

Сократить расходы на лекарства стараются 49% российских покупателей, сообщает Nielsen. 63% спрашивают в аптеках более дешевые аналоги. Больше половины признаются, что стали приобретать российские препараты вместо импортных. Главной стратегией, к которой прибегает 91% респондентов-покупателей, остается выбор аптек с низкими ценами.

Причина этих изменений – рост цен на безрецептурные препараты, который за последние четыре месяца заметили 70% покупателей, говорится в исследовании. С начала 2016 г. цены на лекарства в российских аптеках выросли, по данным DSM Group, на 3,3% в рублях и на 6,9% в пересчете на доллары США. Коммерческий рынок лекарств сократился за пять месяцев этого года, согласно оценке DSM Group, на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в рублевом выражении. В штуках – только на 1%. Средняя стоимость упаковки составила в мае 2016 г. около 148 руб., это на 6,2% больше, чем в мае 2015 г., гласит отчет DSM.

Врач должен прописывать в рецепте международное непатентованное название (МНН) лекарства, а не бренд, указывает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Причем фармацевт в аптеке обязан предложить покупателю все аналоги этого лекарства и объяснить, почему одно стоит дороже другого. Но на практике так происходит не всегда, признает Неволина, и посетитель аптеки сам спрашивает лекарства подешевле. Она подтверждает: россияне все чаще выбирают аптеки-дискаунтеры и отдают предпочтение российским препаратам, эта тенденция наблюдается уже не первый год и пока нет предпосылок к изменению ситуации. Именно поэтому отечественные лекарства стали занимать более значительную часть рынка в натуральном выражении, подытоживает Неволина.

Аптечный рынок действительно движется в сторону дискаунтеров, кризис пока не закончился и средний чек по-прежнему падает, признает директор департамента маркетинга и рекламы группы компаний «Протек» Наталья Бурдина. По ее словам, в аптеках «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика» (входят в «Протек») провизоры предлагают покупателям разные аналоги указанного в рецепте МНН, начиная от оригинального препарата и заканчивая брендированными и небрендированными дженериками. Выручка компании из-за стремления покупателя сэкономить страдает, констатирует Бурдина, но крупной аптечной сети вроде «Риглы» проще это пережить благодаря финансовой устойчивости и наличию больших контрактов с поставщиками.

Те же тенденции замечает «Эвалар» (производитель лекарств, развивает одноименную аптечную сеть). Потребитель уже давно стал экономить на безрецептурных лекарствах и биологически активных добавках, особенно если в них нет критической необходимости, говорит представитель компании. Кроме того, покупатель все чаще выбирает российские лекарства вместо импортных, в «Эваларе» есть целые категории продуктов, продажи которых растут именно благодаря попыткам людей экономить.

Представители «Эркафарма» и «Аптечной сети 36,6» не ответили на запросы «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more