Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко|Евгений Федоров

«Лента» может выкупить российские гипермаркеты финской Kesko

У финнов 11 продовольственных магазинов в России

Крупнейшая российская сеть гипермаркетов, «Лента», обсуждает покупку розничного продовольственного бизнеса финской компании Kesko в России, говорится в сообщении «Ленты». Kesko также подтвердила такие переговоры. «На данный момент неясно, чем они закончатся. Если переговоры приведут к подписанию соглашения, об этом будет объявлено отдельно», - говорится в сообщении Kesko.

У Kesko в России работает 11 продовольственных магазинов под брендом «К-руока» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Гипермаркеты расположены на собственных и арендованных участках, большая часть недвижимости - в собственности, говорит источник, близкий к Kesko. К примеру, на проспекте Гагарина в Петербурге ритейлер арендует и здание, и участок, знает он.

Kesko и ранее рассматривала возможности продать продовольственный бизнес в России - об этом сообщал в мае 2016 г. ее представитель. Но тогда к переговорам это не привело, уточнял он.

Но Kesko удалось продать другое свое российское розничное подразделение - сеть магазинов спорттоваров «Интерспорт». Сделка была закрыта в начале августа 2016 г., имя покупателя компания не раскрывает. Российская операционная компания магазинов Intersport – фирма «Иохастон» – сменила собственника в конце июля, согласно «СПАРК-Интерфаксу»: владельцем 100% долей стала кипрская «Флэшджипиком лтд». Сумма сделки составила около 100 млн руб., говорил источник «Ведомостей», знакомый с деталями переговоров.

Когда «К-руока» выходила на рынок России (сначала в Петербург, потом в Ленинградскую, а затем и в Московскую области, где купила участки), ее стратегия исходила из ситуации 2011 г., напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Тогда ситуация в российской рознице была благоприятной, доходы населения крупнейших городов в пересчете на евро были сопоставимы с показателями наиболее обеспеченных стран Восточной Европы (Польша, Чехия) или небогатых стран Западной Европы (Испания, Португалия), а конкуренция по цене и качеству продукции собственного производства между сетями гипермаркетов была значительно ниже, рассуждает эксперт. Устойчивый курс рубля обещал возможности синергии бизнеса в Финляндии и Петербурге в части поставок и брендированных товаров, и собственных брендов из-за рубежа. Но девальвация рубля, снижение доходов населения, сокращение продаж непродовольственных товаров в гипермаркетах, значительное усиление ценовой конкуренции и рост конкуренции в целом на рынке привели к тому, что большинство гипермаркетов «К-руока» не смогли выйти на плановые показатели и оказались убыточными, знает Бурмистров.

В 2015 г., по оценке Бурмистрова, суммарный убыток трех основных компаний сети «К-руока» составил 1,98 млрд руб., а совокупный накопленный убыток на конец первого полугодия 2016 г. превысил 6 млрд руб. При этом чистый долг сети «К-руока» на это время - более 7,5 млрд. руб., добавляет он. Всего финская Kesko потратила на строительство магазинов и покупку участков под продовольственные магазины боле 8,5 млрд руб., по подсчетам «Infoline- аналитики». «Стоимость сделки по покупке 10 гипермаркетов и 1 супермаркета общей торговой площадью 49 200 кв. м, строящегося гипермаркета и 3 земельных участков в Санкт-Петербурге и в Московской области может составить от 11 до 11,5 млрд. руб.», - оценивает Бурмистров.

Для «Ленты» 11 гипермаркетов Kesko сопоставимы с четвертью плана по годовому росту сети. В течение 2016 г. «Лента» обещала открыть как минимум 40 гипермаркетов. На 30 сентября в сеть «Ленты» входило 155 гипермаркетов торговой площадью 922 951 кв. м (+33 новых магазина год к году). На родном рынке «Ленты», в Петербурге и области, у компании, согласно ее материалам, 22 гипермаркета. Таким образом, потенциальная сделка с Kesko может на 50% нарастить сеть «Ленты» в регионе, который приносит компании около 23% всей выручки (по итогу января -июня 2016 г.).

Купив «К-руока», «Лента» обгонит по доле рынка в Санкт-Петербурге группу «О’кей» - она вырастет с 14,4% в 2015 г. до 16,5% по итогам 2016 г., подсчитал Бурмистров. А Kesko сможет направить вырученные деньги на развитие своей другой сети - товаров для дома «К-Раута», заключает он.