Как фермеры превращаются в управляющих мини-хедж-фондами

Трактор с WiFi и торговым экраном, спутниковые снимки полей, посты в Twitter и погодные карты позволяют им конкурировать с крупными сельхозтрейдерами
Фермер в кабине трактора сегодня больше похож на трейдера с Уолл-стрит, тем более что трактор сам выполняет поставленную задачу/ Daniel Acker / Bloomberg

Сельскохозяйственный сектор традиционно был достаточно закрытым рынком. Поэтому крупные международные компании, торгующие зерновыми и прочими культурами, имели преимущество, так как располагали информацией, которую сложно было найти и собрать многочисленным мелким участникам рынка. Но ситуация быстро меняется: фермеры сообщают новости о посадках и урожае в Twitter, в интернете можно следить за погодой по специальным картам и смотреть спутниковые фотографии полей, отслеживать данные о транспортировке сельхозпродукции и даже торговать зерновыми на онлайн-площадках. Аналитики уже рассуждают о том, не приведет ли это к структурному снижению прибылей торговых подразделений крупнейших агропромышленных компаний. «Возможностей для информационного арбитража становится меньше, а он был ключевым преимуществом» «компаний ABCD» – Archer Daniels Midland (ADM), Bunge, Cargill и Louis Dreyfus, говорит Алекс Кин, бывший трейдер Cargill, сейчас управляющий инвестфондом Pathway Agriculture.

Если фермер видел, что его соседи активно засеивают поля кукурузой, а погода стоит хорошая, он мог попытаться продать свой урожай до того, как цены снизятся. Сельскохозяйственные трейдеры мультиплицируют подобный подход, используя глобальную сеть складов и портовых менеджеров, собственных метеорологов и агрономов, способных быстро обмениваться информацией. Собственный телетайп Cargill, использовавшийся большую часть ХХ в., был, по утверждению компании, «одним из ее самых сильных конкурентных преимуществ».

Но разрыв с другими участниками рынка сильно сократился, говорит бывший сотрудник Cargill, теперь торгующий в хедж-фонде: «Объем информации, который у нас есть или который мы можем быстро получить, очень схож с тем, которым располагают Cargill или ADM, или Bunge, или Dreyfus».

Повышать прозрачность помогают, например, современные трактора, кабины которых оборудованы WiFi. Работающие на них сегодня фермеры больше похожи на трейдеров с Уолл-стрит, сидящих перед торговыми экранами. Они могут следить за картами погоды и официальными сообщениями ведомств о посевных площадях и урожаях, продавать зерно местному хранилищу или торговать сельскохозяйственными фьючерсами на бирже. Делать все это несложно, поскольку трактор сам выполняет поставленные ему задачи. «В своих кабинах они фактически управляют мини-хедж-фондами», – говорит Фарха Аслям, аналитик по продуктам питания и сельскому хозяйству в инвестбанке Stephens.

Раньше фермерам нравилось, когда представители трейдерских компаний наносили им личный визит, говорит Карл Зетцер из MaxYield Co-operative, зерновой компании в штате Айова. Теперь, по его словам, большинство этого не хочет, если нужно, можно обменяться сообщениями или электронными письмами.

Наибольшее влияние на зерновой рынок по-прежнему оказывают публикации государственных ведомств, таких как министерство сельского хозяйства в США или Conab в Бразилии, где содержатся подробнейшие данные о посевных площадях и урожаях. Хотя эти сообщения всегда были публичными, современные технологии способствуют их более быстрому распространению.

Сырьевые трейдеры и брокеры давно специализируются на прогнозировании статистических данных. Но растущее число стартапов улучшает прогнозирование, используя спутниковые снимки. «Нам придется очень потрудиться, чтобы демократизировать эти вещи», – говорит Дэвид Потир, генеральный директор Tellus Labs, которая может похвалиться точностью своих прогнозов урожайности соевых бобов и кукурузы в США в 2016 г., основанных как раз на спутниковых снимках.

У фермеров также появилось понятие «сельскохозяйственный Twitter». Они следят за постами конкурентов и экспертов, чтобы быть в курсе ситуации на рынке зерновых. Например, на этой неделе пользователи сервиса опубликовали комментарии и фотографии про «ужасно выглядящие» посевы в Индиане, низкорослые саженцы сои в Южной Дакоте и поврежденную градом кукурузу в Миннесоте. «Всегда можно заплатить маркетологу, чтобы он провел для вас исследование, – говорит фермер из Небраски Квентин Коннели. – Но если вы можете почерпнуть это из Twitter, перед вами открывается больше перспектив».

Правда, огромный поток информации не гарантирует качества. Даже самые информированные специалисты совершают ошибки, как показали большие потери, которые в прошлом году понесли многие трейдеры соевыми бобами. Тем не менее, «растущая прозрачность и доступность информации сильно сокращает преимущество, которое было у крупных трейдеров», говорит Раджив Сингх, топ-менеджер Rabobank.

Перевели Михаил Оверченко и Алексей Невельский