«Шереметьево» увеличит пропускную способность до 80 млн человек

Для этого до 2026 года аэропорт инвестирует почти 150 млрд рублей
В «Шереметьево» быстро растут транзитный поток и число туристов из Китая /Кирилл Каллиников

Презентацию генерального плана развития до 2026 г. аэропорт «Шереметьево» подготовил для совещания под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, посвященного подготовке московских аэропортов к чемпионату мира по футболу 2018 г. В ценах 2017 г. «Шереметьево» вложит в развитие 147,1 млрд руб., говорится в презентации. Самыми масштабными проектами будут реконструкция к 2021 г. терминала С за 19,9 млрд руб. и терминала F за 12,5 млрд руб. Также к 2024 г. будет построен терминал С-2 за 9,7 млрд руб.

Осенью прошлого года аэропорт сообщал, что рассматривает возможность построить терминал С-2, а в реконструкцию терминала С вложит $80 млн, которые удалось сэкономить на других инвестпроектах. «$80 млн – это только часть планируемых вложений. Сейчас приведены полностью подсчитанные инвестиции во все проекты», – пояснил представитель «Шереметьево».

Сегодня пропускная способность аэропорта – 35 млн человек в год, к 2026 г. после реализации всех проектов она вырастет до 80 млн человек. Уже в 2018 г. будут введены новый терминал В пропускной способностью 20 млн пассажиров в год (19 млрд руб.), тоннель между северной и южной терминальными зонами (17,1 млрд руб.), две очереди грузового комплекса (9 млрд руб.). Эти три объекта строятся за счет частного акционера «Шереметьево» – TPS Avia Group (принадлежит Аркадию Ротенбергу с партнерами; см. справку), она внесла средства в уставные капиталы проектных компаний, которые в ходе консолидации активов аэропорта (должна завершиться в августе) станут «дочками» «Шереметьево».

Источник инвестиций в терминалы С, С-2, F (в сумме 42,1 млрд руб.) представитель аэропорта не уточняет.

АО «Международный аэропорт Шереметьево»

Крупнейший аэропорт России
Акционеры: АО «Аэропорт Шереметьево» (86,8%; в пакете 68,44% у TPS Avia Group Аркадия Ротенберга и траста семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 31,56% – у Росимущества), «Аэрофлот» (9%), ВЭБ (4%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2016 г.):
Выручка – 25,2 млрд руб.,
Чистая прибыль – 15,5 млрд руб.

На конец 2016 г. долг «Шереметьево» ВЭБу, Сбербанку и ВТБ составлял $688 млн. «Отношение долга к EBITDA по РСБУ на конец 2016 г. – всего 2,6. Как инфраструктурная компания с высокомаржинальным бизнесом, «Шереметьево» комфортно может довести это отношение до 3–3,5», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. C учетом актуального курса доллара получается, что сейчас компания могла бы занять еще примерно 10 млрд руб. «Финансовые показатели «Шереметьево» уже в этом году будут значительно лучше – благодаря росту пассажиропотока и росту аэропортовых сборов с авиакомпаний. Так как инвестиции растянуты во времени, то аэропорт сможет реализовать проекты за счет заемных и собственных средств», – добавляет Юминов.

В 2016 г. «Шереметьево» приняло 33,6 млн пассажиров, в январе – мае этого года – 14,5 млн (+17,4% к пяти месяцам 2015 г.). С апреля «Шереметьево» подняло сборы с авиакомпаний на 7,1–7,5%.

«Доведение пропускной способности до 80 млн человек – это, конечно, планы на вырост, – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Но они вполне рациональны – «Аэрофлот» активно наращивает свой транзитный пассажиропоток, плюс быстро растет туристический поток из Китая, который в Москве почти весь принимает «Шереметьево».

Другие статьи инвестиций «Шереметьево» включают строительство на паритетных началах с «Лукойлом» в 2019 г. топливно-заправочного комплекса за 8,5 млрд руб., техперевооружение – 10,3 млрд руб., паркинги и офисы – по 2,8 млрд руб., инженерные сети – 5,8 млрд руб., IT-технологии – 2 млрд руб., авиационную безопасность – 1,7 млрд руб. Еще 26 млрд руб. аэропорт планирует за 10 лет вложить в реконструкцию аэродромной инфраструктуры, но только в том случае, если заключит договор концессии: аэродромы принадлежат государству, аэропорты их только арендуют.