Совладельца «ВИМ-авиа» обвинили в злоупотреблении полномочиями

Следственный комитет сравнил деятельность авиаперевозчика с пирамидой
С 27 октября Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта «ВИМ-авиа»/ Юрий Смитюк / ТАСС

Следственный комитет возбудил дело в отношении совладельца «ВИМ-авиа» Рашида Мурсекаева, бывшего гендиректора авиаперевозчика Александра Кочнева, экс-финансового директора Алевтины Калашниковой и экс-главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой. Их подозревают в злоупотреблении полномочиями, сообщила пресс-служба СКР.

Это дело объединено в одно производство с делом по статье «мошенничество», которое расследуется в отношении сотрудников «ВИМ-авиа» с конца сентября, но Мурсекаев раньше фигурантом не был.

По данным следствия, в 2015–2017 гг. «ВИМ-авиа» приобретала у подконтрольных Мурсекаеву компаний авиационное топливо по завышенной стоимости. Также следствие установило, что фактически «ВИМ-авиа» по указанию Мурсекаева финансировалась по мошеннической схеме в виде пирамиды: руководители тщательно скрывали убытки, указывая в отчетности заведомо ложные сведения о прибыли, что позволяло получать кредиты в банках, а также избегать ограничений в деятельности авиакомпании со стороны Росавиации.

Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана с мая 2015 г. по сентябрь 2017 г. получили зарплату и дивиденды более чем на 162 млн руб., при этом убытки компании к сентябрю текущего года составили более 2,5 млрд руб.

«ВИМ-авиа» в результате этих действий был причинен ущерб в 782 млн руб., четыре компании признаны потерпевшими по делу, сообщает СК. Рашид и Светлана Мурсекаева еще 27 сентября уехали из России. Калашникова также скрылась от органов предварительного следствия и суда за пределами страны. Они объявлены в международный розыск, следствие ходатайствует об их заочном аресте. В отношении их вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых.

Мурсекаев владеет 1% «ВИМ-авиа», 99% оформлены на его супругу. В авиакомпании он занимал пост президента, который формально не дает полномочий в принятии решений. «ВИМ-авиа» была 10-й авиакомпанией в России по пассажиропотоку, в январе – октябре перевезла 2,13 млн человек. 25 сентября у нее закончились оборотные средства (при этом 23–25 сентября ее заправляли в «Домодедово» под гарантии «Татнефти»), с 26 сентября ее пассажиров вывозили другие авиакомпании и сама «ВИМ-авиа» на средства правительства и роялти «Аэрофлота».

С 27 октября Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта «ВИМ-авиа».

Пассажиры «ВИМ-авиа» отчаялись вылететь из «Домодедово»