Как Трамп может помешать США принять чемпионат мира по футболу

Обида некоторых стран на президента США повышает шансы Марокко стать хозяином ЧМ-2026
Немногие ожидали, что Марокко составит конкуренцию США, Канаде и Мексике/ Abdeljalil Bounhar / AP

В Москве 13 июня – накануне матча открытия чемпионата мира по футболу в России – состоится конгресс Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA). На нем будет выбран хозяин ЧМ-2026 – выбирать будут между Марокко и совместной заявкой США, Канады и Мексики. Как ни странно, у североафриканской страны есть шансы опередить крупнейшие экономики мира, говорят чиновники FIFA. Дело в том, что одним из ключевых факторов может стать обида, особенно некоторых стран Африки, на президента США Дональда Трампа.

В голосовании примут участие 206 членов FIFA, и для победы требуется набрать 104 голоса. Решения принимаются футбольными федерациями, но у политиков может возникнуть желание повлиять на ситуацию. «Процесс выбора заявок организован таким образом, чтобы оценивать их по объективным критериям и не принимать больше тайные и субъективные решения, как это делалось в прошлом», - говорит представитель FIFA.

«Эффект Трампа»

Ожидалось, что заявку США, Канады и Мексики единогласно поддержат все страны Северной Америки. Но в апреле министр спорта карибского острова Сент-Люсия Эдмунд Эстефан заявил, что его страна «на 200%» поддержит заявку Марокко. Хотя президент футбольной ассоциации Сент-Люсии Линдон Купер опроверг это, отвечая на вопрос FT: «Никакое решение еще не принято. Мы поддержим одну [из заявок], исходя из интересов нашей страны, наших людей и нашего спорта».

Это замешательство свидетельствует о том, что победа североамериканской заявки – очевидного фаворита благодаря первоклассной инфраструктуре и потенциально рекордной прибыли – выглядит уже не такой гарантированной, как это казалось еще несколько месяцев назад, из-за того, что некоторые чиновники называют «эффектом Трампа». По словам советника одного из руководителей FIFA, многие развивающиеся страны не хотят отдавать победу США после того, как Трамп назвал африканские государства «грязной дырой». Это подчеркивает, что политика по-прежнему будет играть роль в принятии решения.

Неопределенность вокруг голосования вызвана еще и тем, что, по мнению некоторых близких к руководству FIFA людей, страны поддержат североамериканскую заявку, чтобы задобрить американских следователей, продолжающих антикоррупционное расследование. Но другие уверены, что некоторые члены FIFA, наоборот, постараются наказать США за это расследование. Как отмечает один из руководителей FIFA, результат голосования повлияет на судьбу организации: «Если оно сведется лишь к политике, а не к оценке того, что хорошо для организации – чемпионат мира обеспечивает 90% доходов FIFA, – необходимо будет задуматься, для чего вообще существует выбор заявок».

Такие разные заявки

Когда США, Канада и Мексика подали совместную заявку под названием «United 2026» в апреле 2017 г., казалось, что у нее не будет конкурентов. По правилам FIFA чемпионат мира должен проходить по очереди на разных континентах. Это исключило Европу и Азию, так как следующие два чемпионата пройдут в России и Катаре. Марокко, которое уже четыре раза неудачно пыталось принять турнир, подало заявку лишь за несколько часов до истечения крайнего срока в августе прошлого года.

Не многие ожидали, что Марокко составит конкуренцию США, Канаде и Мексике, которые обещают $14 млрд доходов от телетрансляций, спонсоров и продажи билетов. Согласно североамериканской заявке, чемпионат примут 23 города (17 в США, три в Канаде, три в Мексике), но большинство матчей и финал пройдут в США. Все стадионы уже построены, и организаторы утверждают, что готовы провести турнир хоть завтра. Также стоит отметить, что в ЧМ-2026 впервые примут участие 48 команд, а не 32. Как утверждает президент Федерации футбола США Карлос Кардейро, чемпионат мира в Северной Америке может привлечь спонсоров, которые в противном случае не захотели бы связываться с FIFA из-за коррупционного скандала: «Не только Coca-Cola, но и некоторые другие североамериканские компании из списка Fortune 500 могли бы стать партнерами FIFA на много-много лет».

Марокко, наоборот, предлагает потратить $3 млрд на строительство девяти новых стадионов, в том числе на 93 000 мест в Касабланке за $400 млн. Поддерживаемый правительством план предполагает, что общие затраты на инфраструктуру составят $15,8 млрд. Но организаторы отмечают, что большая часть этой суммы и так уже входит в программу модернизации страны - например, затраты на строительство двух высокоскоростных железных дорог. По прогнозам Марокко, доходы от чемпионата мира составят $5 млрд, что почти втрое меньше обещанного США, Канадой и Мексикой. Но страна отмечает другие свои преимущества. Ее часовой пояс удобнее для телетрансляций в Европе и Азии, болельщикам из этих регионов будет удобнее добираться в страну, где к тому же (камень в огород США) «у населения очень мало оружия».

Руководитель марокканской заявки Хишам эль-Амрани утверждает, что возможная победа его страны будет «историческим выбором», который докажет способность развивающихся стран принимать глобальные мероприятия, особенно когда многие государства и города не хотят этого делать из-за растущих издержек на организацию. «Значение имеет не только размер или уровень экономического развития страны, - говорит эль-Амрани. - Роль [чемпионата мира] гораздо больше».

Прогнозы чиновников

Высокопоставленные футбольные функционеры предполагают, что заявка «United 2026» получит сильную поддержку в Северной Америке и Южной Америке, на долю которых приходится 45 голосов. Но они отмечают, что Марокко может рассчитывать на поддержку африканских стран, у которых 54 голоса, и некоторых государств Азии и даже Европы, имеющих тесные связи с ним, например Франции.

Трамп даже выразил негодование по поводу шансов Марокко. «Будет позор, если страны, которые мы всегда поддерживаем, выступят против заявки США. Почему мы должны поддерживать эти страны, если они не поддерживают нас (в том числе в ООН)?» - написал он в Twitter в апреле.

Позже, выступая на совместной пресс-конференции с президентом Нигерии Мохаммаду Бухари, Трамп попытался связать поддержку заявки США с будущими торговыми соглашениями. «Надеюсь, все страны в Африке и во всем мире поддержат нашу с Канадой и Мексикой заявку на ЧМ-2026, - сказал он. - Мы будем очень пристально наблюдать и оценим любую помощь, которую они могут оказать нам».

FIFA отказалась отвечать на вопрос, не нарушил ли Трамп правила, запрещающие политикам вмешиваться в процесс выбора хозяина ЧМ.

Футбольный функционер из Азии отмечает, что мусульманские страны обеспокоены желанием Вашингтона ограничить число мигрантов из таких стран. Такое мнение разделяют и в Европе, говорит бывший футбольный чиновник: «Многие недовольны США из-за Трампа».

Россия обещала поддержать заявку Марокко. По мнению одного из европейских футбольных чиновников, Россия, вероятно, будет лоббировать страны, находящиеся в ее «сфере влияния». «Мне очень трудно поверить, что заявка Северной Америки победит в Москве, - говорит он. - Русские не будут рады этому».

Тем не менее остаются опасения, что заявка Марокко вообще будет исключена из голосования. В марте FIFA обновила требования к принимающим турнир городам, и теперь необходимо, чтобы их население было не меньше 250 000 человек. Под этот критерий не подходит город Варзазат, где планируют построить один из стадионов. Кроме того, специалисты FIFA оценят заявки по ряду критериев, и в случае сильного несоответствия ключевым критериям заявки тоже могут быть исключены. Ожидается, что результаты станут известны в ближайшие дни.

Близкие к руководству FIFA люди говорят, что будут сильно удивлены, если заявку Марокко не допустят к голосованию. Но они добавляют: «Если доклад четко выявит, что одна заявка намного лучше в плане денег и технических характеристик, но все равно победит другая, тогда в чем смысл реформ?»

Перевел Алексей Невельский