Статья опубликована в № 4634 от 20.08.2018 под заголовком: «Газпром» готовится к войне за Европу

«Газпром» готовится к войне за Европу

Компания открывает электронную торговую платформу для продажи газа европейским странам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

17 августа «Газпром экспорт» сообщил об открытии электронной торговой платформы для продаж газа в Европу. «Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа», – цитируются в сообщении слова гендиректора компании Елены Бурмистровой.

О сроках и форме проведения первой торговой сессии компания пока не сообщает, но площадка уже открыта для регистрации участников. Квалификация участников торгов займет не менее трех недель с момента подачи заявки. Исходя из этого следует, что начать торговлю на электронной площадке «Газпром» может уже в сентябре. Дополнительных комментариев «Газпром экспорт» не предоставил.

Запуск «Газпромом» нового механизма продаж приходится на третий год подряд рекордный рост продаж в дальнее зарубежье. В 2017 г. компания экспортировала в Европу 194,4 млрд куб. м газа, увеличив долю на рынке до 34,7%, а в импорте – до 64,8%. Европа для «Газпрома» – важный рынок, на нее в 2017 г. пришлось 37% выручки компании.

С января по 15 августа 2018 г. поставки выросли еще на 5,7% до 125 млрд куб. м. При сохранении тренда экспорт «Газпрома» за весь 2018 год может составить «205 млрд куб. и выше», говорил в июне предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Кроме того, значение 205,3 млрд куб. м – это максимальный годовой объем газа, который предусмотрен по сумме всех экспортных контрактов «Газпрома» с покупателями в дальнем зарубежье, уточнял Миллер.

Непубличные торги

Из тезисного описания механики торгов в материалах компании следует, что проводиться они будут в форме слепого аукциона. Перед каждой торговой сессией «Газпром экспорт» будет уведомлять участников об объеме выставленного на продажу газа, его минимальной цене и сроках поставки. Покупатели получат возможность сделать заявку (объем/цена) и выбрать удобную им из предложенных «Газпромом» точек получения газа. Но торги не будут публичными, разглашение любой информации запрещается. Отмена уже сделанной заявки не предусмотрена, можно только скорректировать объем и цену в ней в сторону увеличения. Принципы формирования стартовой цены «Газпром экспорт» пока не раскрывает. «Но если эффективное снижение стоимости продаж относительно спотовых цен достигнет 5–10%, это, скорее всего, может заинтересовать потенциальных покупателей», – говорит Маринченко.

В перспективе электронная платформа может стать довольно значимым каналом реализации газа, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко:

«В первую очередь за счет тех стран, которые стремятся сократить долю долгосрочных контрактов с «Газпромом» в общем объеме импорта, таких как Польша». Основным ограничением для развития таких продаж может стать пропускная способность действующих труб. «На первых порах речь теоретически может идти о дополнительных поставках 10–15 млрд куб. м в год», – считает Маринченко.

Потребность Европы в импорте газа только за 2017 г. увеличилась на 8,3% до 312,1 млрд куб. м, следует из данных Eurostat. «Газпром» к 2025 г. ожидает спроса еще на 19% (на 60 млрд куб. м), а к 2030 г. – на 25% (78 млрд куб. м), говорится в его материалах («Ведомости» ознакомились с документом).

Конкурировать за эти объемы российской компании придется в первую очередь с поставками по газопроводу TAP/TANAP (Азербайджан – Турция – Юго-Восточная Европа), а также со среднеазиатским, африканским и американским сжиженным газом (СПГ). Главным конкурентным преимуществом последнего остаются настойчивые усилия администрации США увеличить поставки СПГ в Европу и угрозы введения санкций в отношении партнеров «Газпрома» в проекте «Северный поток – 2».

Развитие электронной биржевой торговли демонстрирует, что «Газпром» всерьез намерен наращивать долю на европейском рынке, считает Маринченко. «Газпром» обладает сверхзапасами газа и избыточными транспортными мощностями, особенно если ему удастся сохранить украинский маршрут после ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2», – рассказывает Маринченко. – Стоимость поставки 1000 куб. м, включая все налоги и транспортировку, не превышает $120–130 при текущих ценах около $250. Новый инструмент может позволить «Газпрому» нарастить операционный денежный поток при минимуме усилий».

Кроме того, развитие дополнительного способа продаж говорит о том, что «Газпром», скорее всего, будет пытаться сохранить Украину как существенный транзитный канал, подчеркивает Маринченко. «Для того чтобы увеличивать долю рынка, «Газпрому», скорее всего, понадобится 30–40 млрд куб. м мощностей, а может, и больше», – считает он.

Читать ещё
Preloader more