РЖД удалось сохранить экспортную надбавку к грузовым тарифам

Правительство также согласилось проиндексировать тарифы на пробег пустых вагонов
РЖД рассчитывает за счет экспортной надбавки компенсировать потери от волатильности рубля/ Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство в четверг, 8 ноября, решило сохранить 8%-ную надбавку к тарифам РЖД на экспортные грузы, кроме нефти, нефтепродуктов и алюминия. Об этом заявил гендиректор РЖД Олег Белозеров по итогам заседания правительства. Планируется, что надбавка будет действовать до 2025 г.

Правительство согласилось еще с одной просьбой РЖД – индексацией тарифов на пробег пустых полувагонов, сказал Белозеров. По его словам, это нужно «в том числе, чтобы улучшить оборачиваемость вагонов на сети». Размер индексации еще не утвержден, пока обсуждается повышение на 6% на все типы полувагонов, отметил он.

Индексация в таком же размере предусмотрена в проекте протокольного решения совещания в правительстве («Ведомости» ознакомились с его копией, такая же информация у «Интерфакса»).

«Эти доходы – от увеличения [тарифов]– должны полностью сбалансировать инвестиционную программу до 2025 г.», – сказал Белозеров. Проект этой программы еще не утвержден. На заседании правительства в четверг был утвержден финансовый план РЖД на 2019–2021 гг. Предполагается, что в этот период будет инвестировано 2,25 трлн руб. Для сравнения, в 2017 г. концерн получил почти 140 млрд руб. чистой прибыли по МСФО при выручке 2,25 трлн руб.

Экспортная надбавка в размере 8% для всех видов грузов, кроме нефтепродуктов и алюминия, обеспечит рост тарифных доходов РЖД в 2019 г. на 29 млрд руб., а индексация стоимости порожнего пробега полувагонов на 6% – не менее чем на 8,5 млрд руб., подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для РЖД сохранение экспортной надбавки и индексация пробега пустых вагонов не несет никаких рисков, проблемы возникнут только у грузовладельцев (прежде всего, у угольных компаний, в основном самостоятельно оплачивающих порожний пробег полувагонов, расходы которых вырастут не менее чем на 17 млрд руб. в 2019 г.) и отчасти – у операторов, которые не смогут в полном объеме перенести рост стоимости порожнего пробега на клиентов, отмечает эксперт.

Ранее предполагалось, что экспортная надбавка к грузовым тарифам прекратит действовать в 2019 г. (не распространяется сейчас на энергетический уголь). В начале октября Белозеров заявил о желании РЖД сохранить экспортную надбавку. Так холдинг хочет компенсировать потери от волатильности курса рубля, объяснял он. По его данным, в 2017 г. надбавка принесла РЖД около 23 млрд руб. Против сохранения надбавки выступили Минэнерго, Российская ассоциация производителей удобрений, Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь». По их мнению, инициатива РЖД приведет к сокращению инвестиций компаний-грузоотправителей, снижению их перевозок. Также была жаркая дискуссия о тарифах на пробег пустых вагонов. Союз операторов железнодорожного транспорта просил премьер-министра Дмитрия Медведева вместо индексации тарифов на порожний пробег для всех полувагонов ограничиться выравниванием тарифных схем для инновационных вагонов (для них сейчас действуют льготные условия), а союз «Объединение вагоностроителей» – сохранить отдельные тарифные схемы для инновационных вагонов.

«РЖД нарушает договоренности, ей идут навстречу. Почему такие решения принимаются – никто не объясняет», – недоумевает человек, близкий к крупному грузоотправителю. Если правительство утвердит такие тарифы, пострадает более 50% инвестиционной программы компании, подчеркивает человек, близкий к другому крупному грузоотправителю. «Транспорт и логистика – весомая составляющая в пироге себестоимости нашей отрасли, и поэтому очень чувствительная, – комментирует топ-менеджер горно-металлургической компании. – Рост тарифов в конечном итоге ляжет на потребителя». Но цены регулирует рынок и их нельзя поднять просто так, нужен анализ конкурентной среды, продолжает он: «Один производитель поднимет цены, другой – нет. Продаст товар второй». При этом ряд контрактов заключается по формульному ценообразованию и если тариф в формулу не зашит, то его рост становится уже проблемой производителя, а не потребителя, добавляет собеседник «Ведомостей».

Правительство согласилось сохранить экспортную надбавку с оговоркой, успокаивает Белозеров: «Нам поставлена четкая задача – внимательно следить за тем, что будет происходить на рынках, и вместе с грузоотправителями реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. Если цены будут неблагоприятными, мы с грузоотправителями будем искать компромиссные варианты».

Представители НЛМК, СУЭК и Evraz от комментариев отказались.