Продажи газа на электронных торгах превысили ожидания «Газпрома»

С 20 сентября концерн продал уже более 1 млрд куб. м газа
Спрос на газ, реализуемый через электронную площадку, превысил ожидания «Газпрома»/ Сергей Портер / Ведомости

Во вторник, 13 ноября, суммарный объем проданного через электронную торговую платформу (ЭТП) газа составил 1015,2 млн куб. м, следует из данных, опубликованных на сайте «Газпром экспорта». 17 сентября, когда ЭТП начала свою работу, было анонсировано, что максимальный объем, выставленный на торги с доставкой до декабря 2018 г. включительно, составит около 1040 млн куб. м. Однозначного ответа на вопрос, продолжатся ли торговые сессии после достижения этого значения, источник «Ведомостей» в «Газпром экспорте» дать не смог: «Готовность продавать газ через электронную платформу есть. Пока можем упереться только в наличие технической возможности».

Об открытии электронной торговой платформы для продажи газа в Европу «Газпром экспорт» сообщил 7 августа. Тогда же было объявлено о регистрации участников, в качестве которых к середине сентября заявилось около 20 европейских компаний.

«Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа», – говорила генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.

О начале торгов компания объявила 17 сентября, фактически первая торговая сессия была закрыта 20 сентября: на ней было продано в общей сложности чуть более 20 млн куб. м. Всего до конца 2018 г. «Газпром экспорт» был готов продать через ЭТП чуть более 1 млрд куб. м. Из них около 70 млн куб. м предлагалось к доставке в октябре, 477 млн и 492 млн куб. м – максимальные объемы с доставкой в ноябре и декабре соответственно. Клиентам на выбор было дано несколько точек, до которых гарантируется доставка газа: Gaspool VP, NetConnect Germany и Вайдхаус в Германии, Баумгартен или Оберкаппель в Австрии и VTP Slovakia.

В сентябре фактические продажи через ЭТП оказались меньше возможных: всего 37,37 млн куб. м. Но с того момента количество зарегистрированных на ЭТП участников торговых сессий увеличилось почти вдвое, знает собеседник «Ведомостей», близкий к одному из участников торгов. Уже проданные с доставкой в октябре объемы превысили план более чем на 20% (574,38 млн куб. м). Из выделенных к поставке в декабре объемов ЭТП продала пока 82% (403,46 млн куб. м).

Пик продаж через ЭТП пришелся на 4 октября (более 160 млн куб. м), на следующий день после того, как мировые котировки нефти достигли максимума с ноября 2014 г. – $86,29 за баррель. Самой популярной точкой доставки оказался хаб VTP Slovakia, с доставкой туда на сегодня уже продано 466,78 млн куб. м, или 46% от всего проданного объема. Пока торговля на ЭТП идет только с поставкой «на месяц вперед», знает собеседник «Ведомостей». Но компания уже анонсировала появление более краткосрочных инструментов.

Судя по всему, эксперимент удался, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Но было бы интересно узнать, по какой цене в среднем реализовывался газ и насколько она отличается от средних цен по европейским контрактам «Газпрома», – говорит Маринченко. «Газпром экспорт» проверял реакцию рынка, и она оказалась вполне позитивной», – говорит директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова.

Вероятнее всего, продажи через ЭТП продолжатся, но, видимо, уже в следующем году, считает Маринченко: «Зимой реализовать дополнительные объемы газа может быть сложно из-за возможных сезонных пиков поставок по существующим контрактам, связанным с погодой». В будущем «Газпром» может довести объемы торгов через ЭТП до нескольких миллиардов кубометров, считает он.

«Не думаю, что у «Газпрома» есть какие-то проблемы с наличием газа или газотранспортных мощностей сейчас, – не соглашается Митрова. – Скорее, могут быть некоторые задержки с согласованиями внутри компании. В целом полагаю, что по итогам успешной реализации первого миллиарда кубометров использование этого канала продаж будут наращивать».