Алексей Мордашов отдаст часть бизнеса сыновьям

19-летний Кирилл и 18-летний Никита Мордашовы получат 65% золотодобывающей Nordgold стоимостью $850–900 млн
Алексей Мордашов отмерил долю сыновей в золотодобывающем бизнесе/ Евгений Разумный / Ведомости

Компания «КН-холдинг» направила в антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о приобретении прав, позволяющих определять ведение предпринимательской деятельности ООО «Нордголд менеджмент» и аффилированных с ним компаний, которые формируют бизнес золотодобывающей компании Nordgold. Об этом рассказал сотрудник «Севергрупп», холдинговой компании Алексея Мордашова, через которую он контролирует свои предприятия, в том числе 99% Nordgold.

В случае одобрения регулятора и совершения сделки «КН-холдинг» получит в косвенное владение примерно 65% Nordgold, добавил собеседник «Ведомостей». ФАС не ответила на запрос.

«КН-холдинг», по данным ЕГРЮЛа, был зарегистрирован в декабре 2018 г., по 50% в нем владеют Кирилл Алексеевич и Никита Алексеевич Мордашовы. Это сыновья Алексея Мордашова и они должны стать совладельцами Nordgold, подтвердила представитель бизнесмена Анастасия Мишанина.

Алексей Мордашов передал «Ведомостям», что основная цель изменений – преемственность, вхождение Кирилла и Никиты в курс дел, получение ими знаний и опыта в сфере управления бизнесом. Сам он остается крупным акционером и членом совета директоров Nordgold, по-прежнему будет вовлечен в ее бизнес и выступит наставником для сыновей, которые, по его словам, проявляют интерес к бизнесу.

Чем владеют дети бизнесменов

Феликс Евтушенков (1978 г. р.)

Владеет 5,2% АФК «Система»
Отец: Владимир Евтушенков, основной владелец АФК «Система» (состояние $2 млрд, 49-е место)


Сергей Щербаков (состояние $700 млн, 157-е место)
Контролирует 99,98% ООО «Автотор холдинг» (материнская компания «Автотора»). Владимир Щербаков передал свою долю сыну в 2016 г.
Отец: Владимир Щербаков, основатель автопроизводителя «Автотор»


Александр Петров
Через Sinoco Limited контролирует 98,32% «Рольфа»
Отец: основатель автодилера «Рольф» Сергей Петров (состояние $1 млрд, 104-е место)


Игорь Ротенберг (1973 г. р., состояние $1,1 млрд, 95-е место)
Владеет 23,5% компании «РТ-инвест транспортные системы» – оператора системы «Платон», 45% компании «Современные радио технологии» (производит датчики учета для ЖКХ под брендом «Стриж»)
Отец: владелец «Стройгазмонтажа» Аркадий Ротенберг
(состояние $3 млрд, 40-е место)


Саид Гуцериев
(1988 г. р., состояние $750 млн, 135-е место)
Получил от отца акции нефтяных компаний группы «Сафмар» – «Русснефти», «Нефтисы», «Фортеинвеста» и торговых сетей – «Эльдорадо» и «М.видео»
Отец: основатель группы «Сафмар» Михаил Гуцериев
(состояние $4,8 млрд, 24-е место)


Саид Керимов (1995 г. р.)
В 2015 г. стал совладельцем Polyus Gold International и впоследствии выкупил все акции у миноритариев компании. Polyus Gold International принадлежит 82,44% золотодобывающей компании «Полюс»
Отец: российский сенатор и миллиардер Сулейман Керимов (состояние $6,4 млрд, 20-е место)


Юсуф Алекперов
(1990 г. р.)
Занимается производством энергетических напитков под брендом Plan B. Владеет 60% железнодорожного оператора «Вестерн петролеум транспортэйшн» (ВПТ)
Отец: основной акционер и президент «Лукойла» Вагит Алекперов (состояние $16,4 млрд, 4-е место)


Аркадий Абрамович
(1993 г. р.)
Владеет 39,62% нефтяной компании Zoltav Resourses, которой принадлежат нефте- и газодобывающие активы в ХМАО и Саратовской области. Абрамовичу-младшему принадлежит 75% ООО «Гринхаус», занимающегося тепличными проектами (более 100 га в Белгородской области, планируется строительство предприятия на Дальнем Востоке)
Отец: совладелец Evraz и «Первого канала» Роман Абрамович (состояние $10,8 млрд, 11-е место)


Состояние – по рейтингу «200 богатейших бизнесменов России 2018» журнала Forbes.

Мордашов – второй в списке богатейших россиян по версии Forbes: журнал оценил его состояние в $18,7 млрд. Главный его актив – 77% металлургического холдинга «Северсталь». Также ему принадлежат 100% крупнейшего в России энергомашиностроительного холдинга «Силовые машины» (выпускает турбины и котлы для электростанций), Nordgold, 23% крупнейшего в мире туроператора TUI.

Изменений в акционерной структуре «Северстали» не планируется, говорит Мишанина: «Эта компания останется основным фокусом для [Алексея] Мордашова».

Nordgold ведет добычу в России, Казахстане, Буркина-Фасо и Гвинее, у нее есть проекты в Канаде и Французской Гвиане, в январе – сентябре 2018 г. она произвела 675 900 унций золота. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов оценивает Nordgold в $1,5 млрд, аналитик «Атона» Андрей Лобазов – в $1,3–1,5 млрд.

Кирилл и Никита Мордашовы, таким образом, получат акций на $420–490 млн каждый.

Им 19 и 18 лет соответственно, рассказала Мишанина, оба «учатся в России по гуманитарным специальностям». В будущем не исключено трудоустройство братьев в Nordgold и вхождение в совет директоров, но для операционной деятельности необходим серьезный опыт, который им еще предстоит получить. «На стратегию развития Nordgold и стандарты корпоративного управления новая структура владения не повлияет», – обещает она.

Дети в бизнесе родителей

Ольга Рашникова (1977 г. р.)

Неисполнительный директор, член комитета по стратегическому планированию в совете директоров ММК
Отец: Виктор Рашников (состояние $9,3 млрд, 14-е место)


Татевик Карапетян (1990 г. р.), Саркис Карапетян (1992 г. р.), Карен Карапетян
Все они – первые вице-президенты ГК «Ташир»
Отец: Самвел Карапетян
(состояние $3,7 млрд, 30-е место)


Илья Куснирович (1993 г. р.)
Маркетинговый директор
Bosco di Ciliegi
Отец: Михаил Куснирович
(состояние $500 млн, 196-е место)


Андрей Гурьев (1982 г. р.)
Председатель правления, генеральный директор «Фосагро»
Отец: Андрей Гурьев
(состояние $4,5 млрд, 26-е место)


Джахангир Махмудов (1987 г. р.)
Заместитель генерального директора по коммерческим и финансовым вопросам Челябинского цинкового завода
Отец: Искандер Махмудов
(состояние $7,3 млрд, 16-е место)


Феликс Евтушенков (1978 г. р.)
Заместитель председателя совета директоров, председатель по этике и контролю совета директоров АФК «Система», председатель совета благотворительного фонда «Система»
Отец: Владимир Евтушенков
(состояние $2 млрд, 49-е место)


Эмин Агаларов (1979 г. р.)
Первый вице-президент Crocus Group
Отец: Араз Агаларов
(состояние $1,8 млрд, 54-е место)


Состояние – по рейтингу «200 богатейших бизнесменов России 2018» журнала Forbes.

Для Алексея Мордашова, по словам Мишаниной, важно, чтобы дети были свободны в выборе рода деятельности, при наличии интереса кто-то из них сможет найти себя в бизнесе компаний «Севергрупп». Поэтому он считает важным подготовить их, чтобы они могли эффективно выполнять роль собственников. Получение акций, по мнению Мордашова, позволит братьям лучше погрузиться в бизнес и почувствовать ответственность за его развитие, продолжает Мишанина.

При этом никаких защитных механизмов по ограничению полномочий новых бенефициаров не предусмотрено: их полномочия будут в рамках законодательства, а эффективность принятия решений обеспечит механизм наставничества.

Далеко не все богатейшие россияне готовы сделать детей наследниками или управленцами созданных ими бизнесов. Владелец холдинга «Интеррос» (основной актив – «Норильский никель») Владимир Потанин рассказывал, что присоединился к Giving Pledge, обязавшись завещать состояние на благотворительность. Президент и крупнейший акционер «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что запретит наследникам (его ближайшие родственники – сын, жена и сестра) дробить его пакет (24,8% «Лукойла»). Он рассматривал возможность сделать своим преемником сына Юсуфа, но в итоге пришел к выводу, что тот точно не будет управлять «Лукойлом», так как это «слишком сложная работа».

«Согласно опросам подавляющее большинство предпринимателей не вовлекают членов семьи в управление бизнесом, при этом свыше 80% детей хотят быть больше вовлечены в семейное дело. Но на практике, когда приходит понимание связанных с бизнесом требований и рисков, в том числе ограничения свободы самореализации в других сферах, энтузиазм часто снижается. К тому же успешность многих российских предприятий во многом зависит от персональных связей основателей, риски передачи дела детям в таком случае сложно просчитать», – говорит управляющий директор Phoenix Advisors (консультирует по вопросам наследования) Алексей Станкевич.