Внутри гипермаркетов «Карусель» откроются магазины Hoff

Так ритейлеры рассчитывают привлечь больше покупателей
X5 Retail Group

Лидер на рынке ритейла X5 Retail Group и крупный продавец мебели и товаров для дома Hoff договорились о сотрудничестве. В гипермаркетах «Карусель» по схеме «магазин в магазине» будут открываться Hoff Home, сообщили стороны.

Основанная Александром Зайонцем и Михаилом Кучментом Hoff – один из крупнейших продавцов товаров для домашнего интерьера: под ее управлением 43 магазина в России. В «Карусели» первый магазин Hoff Home на правах субаренды разместился на Новорижском шоссе в Москве. На 900 кв. м здесь продается свыше 3500 товаров для дома: посуда, текстиль, предметы интерьера и декора.

«Карусель» – третий по выручке формат X5 после магазинов у дома «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»; на 31 марта 2019 г. сеть насчитывала 91 гипермаркет в 48 городах. По итогам I квартала выручка гипермаркетов X5 снизилась на 1,4% до 21,9 млрд руб. в том числе из-за передачи двух магазинов сети под управление «Перекрестка» и закрытия еще одного.

О необходимости реформирования гипермаркетов «Карусель» в интервью «Ведомостям» весной 2019 г. рассказывал главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман: «В целом гипермаркеты в последние годы плохо себя чувствуют во всем мире. <...> Сейчас все думают, что делать с гипермаркетами».

В качестве одного из вариантов решения проблемы Шехтерман называл партнерство «с известным непродовольственным ритейлером», не раскрывая подробностей: «Мы практически полностью уйдем в таком пилоте от самостоятельных продаж непродовольственных товаров. <...> Большей частью категории будет управлять партнер». У «Карусели» не хватает закупочной силы в непродовольственном сегменте для конкуренции, например, с «Лентой» или «Ашаном», к тому же продажи непродовольственных товаров уходят в онлайн, объяснял он. Формат гипермаркетов испытывает сложности с 2016 г. – более 95% действующих объектов не используют все торговые площади эффективно и это связано преимущественно с продажами непродовольственных товаров, подтверждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если в 2013 г., по его данным, продажи непродовольственных товаров давали 16–18% выручки гипермаркетов, то сегодня этот показатель – около 10% и продолжает снижаться.

Синергия двух лидирующих игроков улучшит операционную эффективность гипермаркетов, а также позволит обеим компаниям нарастить трафик и повысить лояльность клиентов, замечает Шехтерман. По словам Кучмента, покупатели «Карусели» по достоинству оценят непродовольственный сегмент от Hoff, а сотрудничество с «Каруселью» позволит открываться в местах с высоким трафиком.

До конца лета в гипермаркетах «Карусель» откроется еще четыре Hoff Home от 475 до 1000 кв. м (до 15% торгового зала гипермаркета). Решение о дальнейшем развитии сотрудничества между «Каруселью» и Hoff стороны примут по итогам работы пилотного проекта. Это же касается и других новых партнерств, добавил представитель X5.

Бурмистров называет выбор партнера X5 удачным – у Hoff исторически близкие отношения с ритейлером: в 2017 г. площади «Карусели» на Пулковском шоссе в Петербурге заняла именно Hoff, а Кучмент входит в совет директоров X5. Правда, более перспективным для Hoff эксперт видит крупный формат – от 1000 кв. м, покупателям важно наличие товара в торговом зале.

Об оптимизации торговых площадей думают все владельцы гипермаркетов – многие пытались решить проблему партнерскими проектами, замечает Бурмистров. Из всех непродовольственных товарных категорий неплохо продаются лишь парфюмерия и косметика, детские товары, зоотовары, товары для дома и офиса; хуже всего дела обстоят с продажами электроники и бытовой техники, одежды и обуви, говорит он. В 2017–2018 гг. Metro Cash and Carry открывала в своих магазинах зоны Media Markt, но проект не сработал, приводит пример эксперт. Проект закрылся, поскольку Media Markt продала бизнес и ушла из России, сказала представитель Metro Cash and Carry Анна Щепилова. Теперь, по ее словам, Metro обсуждает сотрудничество со спортивными гипермаркетами «Декатлон». Два года назад о сотрудничестве объявили гипермаркеты «О’кей» и магазины одежды Familia. Но после открытия двух пилотов стороны приостановили проект, хотя обсуждалось его масштабирование на десятки объектов, вспоминает Бурмистров: итоги совместной работы оказались неудовлетворительными, а в «О’кей» сменилось руководство. В «О’кей» и Familia на запросы не ответили.