Структура «Ростеха» подала иск к Boeing на сотни миллионов долларов

«Авиакапитал-сервис» требует вернуть предоплату за 35 Boeing 737 Max и компенсацию убытков
Boeing

Лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» (АКС; на 100% принадлежит госкорпорации «Ростех») подала иск к корпорации Boeing в суд округа Кук города Чикаго, пишет Financial Times (FT). Иск, по данным издания, подан в понедельник, 26 августа. На сайте окружного суда информации еще нет.

АКС требует расторгнуть контракт на 35 самолетов Boeing 737 Max 8 и выплатить $115 млн компенсации (в том числе $35 млн предоплаты с процентами и $75 млн упущенной выгоды), а также штрафы, в несколько раз превышающие компенсации, пишет FT. Размер штрафов истец не называет.

Представитель АКС подтвердил, что иск подан, представитель Boeing заявил, что не комментирует иски.

737 Max – новейший среднемагистральный лайнер Boeing, это четвертое поколение Boeing 737, самого массового пассажирского самолета в мире. Весь мировой парк 737 Max был оставлен на земле в марте – после второго за четыре месяца крушения такого лайнера: 29 октября 2018 г. разбился самолет индонезийской Lion Air, погибло 189 человек, а 10 марта – лайнер Ethiopian Airlines, 157 погибших. Расследования катастроф еще идут, но уже известно, что новейшая система предотвращения сваливания сама направила самолеты вскоре после взлета вниз, а пилоты обоих рейсов не знали о ней и не успели среагировать. К моменту остановки в марте у авиакомпаний летало 389 самолетов 737 Max 8 и 737 Max 9 (более вместительная версия, их поставлено несколько десятков), у Boeing было 4636 заказов на Max.

АКС утверждает, что катастрофы стали следствием безответственных действий и решений Boeing, которые выразились в дефектном проекте самолета и утаивании критически важной информации, цитирует FT иск: Boeing скрыл информацию о летной годности Max от потребителей всего мира с целью убедить их купить самолеты.

АКС хочет отменить заказ на 35 Max. Прежде об этом заказе не было известно. Один 737 Max 8 стоит около $60 млн, весь заказ АКС можно оценить в $2,1 млрд. То есть структура «Ростеха» успела выплатить примерно 1,5% от стоимости контракта. Юрист АКС Стивен Маркс заявил FT, что Boeing предложил АКС компенсацию, но ее размер был неадекватен.

Это первый иск об отмене заказа на Max, сообщает FT. Некоторые авиакомпании заявляли, что будут требовать от Boeing компенсации за простой своих судов, но пока не сделали этого. О подобных планах сообщали, например, китайские авиакомпании, Norwegian Airlines. Boeing сообщал в отчете, что ведет переговоры с клиентами и зарезервировал $4,9 млрд на покрытие потенциальных претензий.

«У истца есть все основания требовать расторжения контракта, поэтому лизинговая компания без труда взыщет предоплату в $35 млн. Также истец может претендовать на компенсацию недополученной прибыли – из-за невозможности купить и сдать самолеты в лизинг, но размер этого ущерба будет определять суд», – говорит партнер канадской фирмы Eberg Aviation Consulting Артур Эберг. Размер штрафа в таких делах истец часто не указывает и штраф, если присуждается, определяется судом в ходе процесса, знает Эберг.

АКС должен был получать эти 35 самолетов с октября 2019 г. по ноябрь 2022 г., но еще до катастроф этой модели сроки поставки были сдвинуты на 2,5 года, на март 2022 г. – декабрь 2024 г.

В России летали только два Max 8, и оба в парке S7 Airlines. 73 лайнера были заказаны российскими авиакомпаниями: S7 (еще 9), Utair (28), «Победой» (20), «Уральскими авиалиниями» (14) и «Нордстаром» (3), все перевозчики ожидали начала поставок в этом году и не собираются отказываться от этой модели.

Срок возврата Max к полетам неоднократно переносился. Сейчас Boeing планирует, что регуляторы разрешат полеты в конце года.

Топ-менеджеры двух российских авиакомпаний рассказали, что не рассчитывают на начало поставок этих лайнеров раньше весны и лета 2020 г. соответственно.