Регуляторы США знали о высоком риске нового крушения Boeing 737 Max

Теперь из-за проблем с лайнером Boeing уступит Airbus лидерство в отрасли
FAA последним из крупных авиационных регуляторов потребовало приостановить эксплуатацию Boeing 737 Max (на фото)/ Lindsey Wasson / Reuters

Специалисты Федерального управления гражданской авиации США (FAA) еще после первого крушения Boeing 737 Max пришли к выводу, что вероятность аналогичной авиакатастрофы велика. Об этом сообщает The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на людей, знакомых с результатами исследования FAA, о котором прежде не было известно. Тогда регулятор решил, что эксплуатацию модели все-таки можно продолжать. Но в итоге это обернулось второй трагедией и может привести к тому, что Airbus отберет у Boeing лидерство в отрасли.

Первое крушение 737 Max произошло в октябре 2018 г. в Индонезии, когда самолет рухнул в море вскоре после взлета. Предполагается, что причиной крушения был сбой в работе системы MCAS, который заставлял нос самолета опускаться из-за неверных данных об угле наклона. По оценкам FAA, риск повторения такой ситуации был «неприемлемо» высоким, рассказал WSJ сотрудник ведомства. Но оно посчитало, что достаточно предупредить пилотов об этой проблеме, чтобы они могли с ней справиться и на какое-то время снизить риск. Также специалисты FAA предположили, что в течение 10 месяцев Boeing сможет удалить неисправность. Как отмечает один из источников издания, изначально целью FAA было «предпринять что-то немедленно и затем потребовать более надежного решения».

Однако вторая авиакатастрофа при похожих обстоятельствах повторилась уже спустя пять месяцев, 10 марта, в Эфиопии. Регулятор не ожидал, что это может произойти так быстро. «Статистические расчеты оказались неверными. Нельзя предугадать случайное событие», – приводит WSJ слова человека, знакомого с результатами исследования FAA.

В двух катастрофах погибло 346 человек. После этого эксплуатация 737 Max во всем мире была приостановлена, а действия FAA подверглись критике, поскольку оно последним из крупных авиационных регуляторов потребовало сделать это. Теперь FAA утверждает, что разрешит этим самолетам вернуться в воздух только после того, как все проблемы с безопасностью будут решены. Пока неизвестно, когда возобновится их эксплуатация, но это вряд ли произойдет раньше IV квартала 2019 г.

Приостановка эксплуатации 737 Max уже привела к ощутимым финансовым последствиям для Boeing. В конце июля компания отчиталась о первом квартальном убытке за три года. Он составил $2,94 млрд, так как компания списала во II квартале $4,9 млрд для выплаты компенсаций авиаперевозчикам.

Также Boeing с апреля прекратил поставки 737 Max, уменьшил их производство с 52 до 42 в месяц и не исключил, что может вообще приостановить их выпуск, если регуляторы не одобрят эксплуатацию самолета к концу года. Акции Boeing после второй авиакатастрофы подешевели примерно на 17%. «Могло быть хуже, – считает аналитик Vertical Research Partners Роберт Стэллард (цитата по Financial Times). – Основные финансовые результаты [за II квартал] выглядят довольно плохими, но они не столь ужасны, как мы ожидали».

Проблемы Boeing помогли его конкуренту Airbus. Чистая прибыль европейской компании во II квартале выросла в пять с лишним раз до 1,16 млрд евро ($1,29 млрд). В первом полугодии Airbus уже обогнал Boeing по числу поставок – 389 самолетов против 239. Ожидается, что по итогам всего года Airbus станет крупнейшим в мире производителем самолетов впервые с 2011 г. Акции Airbus с начала года подорожали примерно на 50%.