Продажи стейков из говядины в России резко выросли

Их стало больше, и они стали дешевле
Продажи стейков из говядины выросли на 77,9% в натуральном выражении и на 53,4% – в деньгах за год/ Максим Стулов / Ведомости

Продажи стейков из говядины выросли на 77,9% в натуральном выражении и на 53,4% – в деньгах за год с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, сообщило Nielsen. Это данные аудита современной торговли, который, по оценкам Nielsen, охватывает около 70% продаж. Продажи говядины в целом росли гораздо медленнее – на 5% за 2019 г. В итоге доля стейков в общих продажах говядины за год возросла на 4,3 процентного пункта и достигла 15,6%, констатирует директор по работе с клиентами Nielsen Россия Ольга Дашкевич.

Среди продукции из говядины стейки, как правило, самый дорогой продукт, но за прошлый год средняя цена 1 кг стейков снизилась на 14% и составила 1199 руб., по данным Nielsen. Для сравнения: средняя розничная цена 1 кг говядины без костей в декабре 2019 г. была 491 руб., по данным Росстата.

Рост популярности стейков и в целом премиальной говядины – во многом заслуга стейк-хаусов, которые активно развивались последние несколько лет, полагает основатель и совладелец сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов. На существенный рост потребления повлияло и распространение в последние годы менее дорогих альтернативных стейков – их делают из тех же туш, что и премиальную говядину, но из более жестких частей, поэтому они и стоят дешевле. Да и премиальные стейки (такие, как рибай и стриплойн) производители стали продавать дешевле, что дополнительно привлекло потребителей, считает Миронов.

До 2014 г. ежегодное потребление премиальной говядины (ее оптовая цена – 1500 руб. за 1 кг и выше) было не более 3500–4000 т в год, примерно половина приходилась на импорт из Австралии, вспоминает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. С тех пор российские производители стали активно наращивать производство такой продукции, и сейчас лидеры по производству говядины, в том числе и премиальной, – «Мираторг» (108 000 т в 2018 г.) и «Заречное» (компания не сообщает, сколько производит). Потребление премиальной говядины за эти годы выросло примерно в 6 раз и достигло 25 000 т, оценивает Юшин.

Несмотря на растущий интерес к стейкам, говядина – все менее популярный вид мяса у россиян: сейчас на нее приходится около 18% от всего потребления мяса, или 13,5 кг в год, а в 2014 г. доля говядины была 20,7%, по данным Национальной мясной ассоциации. Потребление более доступного мяса, наоборот, растет: птицы – на 7,5% с 2014 г., сейчас оно составляет 34,6 кг в год, а свинины – на 14,5%, 26,8 кг в год.

Рост продаж стейков отмечают и ритейлеры. Покупатели постепенно переключаются с крупных кусков говядины на меньшие по весу, в том числе и стейки, и ассортимент такой продукции в магазинах расширяется, говорит представитель «Магнита». Предложение расширяется, производители все чаще проводят маркетинговые акции, соглашается представитель «Ленты». Покупка стейков для приготовления дома удобна и экономит время, уверяет Дашкевич.

У красноярского «Командора», крупнейшего в Восточной Сибири ритейлера, продажи стейков в натуральном выражении выросли вдвое в 2019 г. в сравнении с 2018 г., рассказывает директор сети Андрей Тетерин: такой продукции все больше в продаже, культура потребления развивается за счет роста числа стейк-хаусов, гриль-баров, поэтому любители мяса все чаще готовят его дома.

Рост популярности премиальной говядины и стейков отмечает и совладелец брендов «Заречное» и PrimeBeef (выпускает ГК «Заречное») Илья Ниценко. Люди все больше ходят в рестораны, пробуют мясные блюда и пытаются повторить это дома. Предложение расширяется – от дорогих до доступных альтернативных стейков, поэтому все больше людей может позволить себе приготовить такое блюдо, считает он. Сказывается и тренд на здоровый образ жизни: россияне стали больше следить за питанием и готовы платить за качественные продукты, считает Ниценко.

По мере роста производства и снижения себестоимости премиальное мясо будет становиться доступнее по цене и его потребление будет расти, считает Юшин. Такая продукция все более популярна не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других городах-миллионниках и даже областных центрах, уверен он.

Производство говядины в 2019 г. практически не изменилось и составило 1,6 млн т, еще 370 000 т Россия импортирует.

Представитель «Мираторга» отказался от комментариев.