Минтранс готов изменить правила субсидирования авиакомпаний

Только так отрасль может полностью получить обещанные Путиным субсидии
Авиакомпании не смогут получить все обещанные Путиным средства, если правительство не поменяет правила субсидирования /Максим Стулов / Ведомости

Единственная отраслевая мера поддержки гражданской авиации – это субсидии, которые авиакомпании получают по принятому в мае постановлению правительства. Согласно ему авиакомпаниям выделяется 23,4 млрд руб. из резервного фонда, поддержать авиакомпании на эту сумму поручил президент Владимир Путин.

Но согласно принятому постановлению (его текст готовил Минтранс) отрасль получит меньше. По нему авиакомпании получают 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в феврале – июле относительно аналогичного месяца прошлого года. Исключение составляет группа «Аэрофлот»: ей по постановлению полагается 7,89 млрд руб. сразу и независимо от падения трафика. Эти деньги «Аэрофлот» и две его «дочки» – авиакомпании «Россия» и «Аврора» – уже получили.

Сейчас авиакомпании могут рассчитывать максимум на 15 млрд из 23,4 млрд руб. – с учетом средств, уже выданных группе «Аэрофлот». Такую оценку делал еще до принятия постановления сам Минтранс. И даже эта сумма набралась бы только при практически полном обнулении трафика российских авиакомпаний в апреле – июле. Однако уже в июне перевозки стали восстанавливаться – до 2,84 млн человек, или 22,5% относительно июня 2019 г. Даже в апреле и мае перевозки не обнулялись, а только сокращались – соответственно в 12,5 и 11 раз.

Получается, авиакомпании недополучат почти 10 млрд руб., которые обещал Путин. Точь-в-точь такая ситуация возникла с выплатами врачам, борющимся с коронавирусом: из-за неграмотного постановления правительства медики получали меньше, чем обещал президент (см. врез).

Отрасль придумала, как можно все-таки получить эти деньги. Руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова, выступая 13 июля на подкомиссии по воздушному транспорту РСПП, предложила повысить субсидию за каждого потерянного пассажира до 1173 руб. и продлить срок действия постановления, сохранив при этом общий размер субсидий в 23,4 млрд руб. Замгендиректора S7 Airlines Дмитрий Куделькин считает, что действие постановления о субсидиях надо продлить до конца года, а размер субсидии за каждого потерянного пассажира увеличить до 1330 руб. Все предложения будут направлены президенту РСПП Александру Шохину, его аппарат будет готовить соответствующее обращение в правительство, говорит сотрудник подкомиссии.

Но даже вся сумма в 23,4 млрд руб. – это недостаточно для авиаотрасли, сказано в докладе ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта Федора Борисова. Прямые убытки российских авиакомпаний из-за карантинных ограничений (международные линии закрыты с конца марта, в апреле – июне действуют карантинные ограничения в регионах) составят не менее 200 млрд руб. Во всем мире авиакомпании к 1 июня получили $123 млрд поддержки, а 23,4 млрд руб. – это всего $340 млн, говорится в докладе Борисова.

Деньги врачей

В апреле Путин поручил доплачивать лечащим ковид врачам по 80 000 руб. в месяц, врачам «Скорой помощи» – по 50 000 руб., фельдшерам и медсестрам – по 25 000 руб. Вскоре медицинские работники со всей страны стали жаловаться, что получают допвыплаты в разы меньше. Оказалось, что в постановлении правительства Михаила Мишустина, выпущенном во исполнение поручения о доплатах, не известно откуда взялись слова «за фактически отработанное время». Региональные правительства стали высчитывать, сколько медицинский работник лечил именно ковид-больных, обещанную президентом доплату можно было получить, только работая с больными коронавирусом практически круглые сутки, что физически невозможно. Уже в мае Путин резко раскритиковал правительство: «<...> если бы в постановлении правительства изначально были прописаны ясные, понятные, прозрачные, легко контролируемые принципы и способы доведения этих президентских выплат <...> было бы меньше вопросов к этим главврачам и к губернаторам тоже <...> я что, поручал часы считать?» Правительство тут же убрало из постановления эти слова, медики стали получать допвыплаты полностью.

«Предложения о правилах субсидирования авиакомпаниям готовились и утверждались с учетом ситуации на рынке авиаперевозок на тот момент (апрель – май. – «Ведомости»). Минтранс проработает возможность изменить правила субсидирования с учетом новой ситуации на рынке и прогнозируемых показателей авиаперевозок. С целью дальнейшей поддержки отрасли данный вопрос будет проработан совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка», – рассказал «Ведомостям» представитель Минтранса. Пресс-служба правительства на запрос «Ведомостей» не ответила.

Хотя перевозки растут, на внутренних рейсах из-за закрытия границ образовался значительный избыток бортов, авиакомпании снижают цены и летают в убыток, рассказал на заседании Куделькин. Плюс спрос на перелеты в 2020–2021 гг. только из-за снижения доходов населения, развития онлайн-коммуникаций и субъективных опасений поездок может снизиться на 6–25%, добавил Борисов.

Обещания и цифры