Дальневосточной авиакомпании дадут 50 млрд рублей на «раскатку» новых маршрутов

Но столько пассажиров в ДФО не наберется, предупреждают эксперты
ДАК создается путем объединения активов региональных авиапредприятий, основой холдинга станет компания «Аврора» / ТАСС

В 2021–2025 гг. единой Дальневосточной авиакомпании (ДАК) планируется выделить более 50 млрд руб. из бюджета на субсидирование авиаперевозок по новым направлениям, следует из концепции развития авиакомпании, с которой ознакомились «Ведомости».

В этом году на «раскатку» новых маршрутов выделят 2,66 млрд руб., в 2022 г. – 7,5 млрд, в 2023 г. – 9,5 млрд, в 2024 г. – 13,9 млрд, в 2025 г. – 16,8 млрд. Представитель Минтранса подтвердил, что обсуждаемый объем субсидирования перевозок в этом году составляет 2,66 млрд руб. В эти объемы не входят действующие субсидии из бюджетов регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) в размере 4 млрд руб. ежегодно, уточняется в документе.

Подлинность документа «Ведомостям» подтвердили федеральный чиновник и источник, знакомый с ходом создания единого перевозчика. Концепция пока не была представлена в правительство, сообщил близкий к правительству источник. ДАК создается путем объединения активов региональных авиапредприятий, основой холдинга станет компания «Аврора» (базируется в аэропортах Южно-Сахалинска, Хабаровска и Владивостока). Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев ранее поручил определиться с финансированием компании до середины апреля.

Кроме того, перевозки в ДФО софинансируются из федерального бюджета по постановлению № 1242 (о формировании региональной маршрутной сети); в 2021 г. Росавиация распределит на рейсы в округе 2,3 млрд руб. «Эти средства пойдут на субсидирование перевозок по 38 маршрутам в/из и внутри ДФО», – сообщил представитель Росавиации.

По данным властей ДФО, новый единый дальневосточный перевозчик должен начать выполнять рейсы по 535 маршрутам, в том числе 66 межрегиональным и 469 местным, до начала лета. Сейчас практически все эти маршруты обслуживаются, но многие – время от времени, заявлял изданию VTimes глава авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик: «И не так, как хотелось бы. Наша задача – объединить их с новым качеством и нарастить эффективность».

34 млрд руб.

такую сумму власти обсуждают на выделение компании в 2021–2025 гг. для закупки новых самолетов и поддержки их летной годности. При этом до 2023 г., когда по плану ожидаются поставки первых серийных новых российских самолетов «Байкал» и Ил-114, на Дальний Восток закупят канадскую технику, а также SuperJet 100, писали ранее «Ведомости» 

Нарастить пассажиропоток в регионе с 1,04 млн человек в 2019 г. до 2,03 млн в 2025 г. (в расчет шли местные, региональные и межрегиональные маршруты, без учета магистральных) планируется за счет более интенсивной эксплуатации самолетов парка и увеличения размера субсидии на одного пассажира – с 9000–12 000 руб. в 2019 г. до 15 400 руб. в 2021 г. К 2025 г. ее размер вновь планируется снизить до 10 000 руб., следует из документа. Численность населения ДФО по состоянию на 1 января 2021 г. составляет около 8 млн человек.

Но эксперты признают, что с этим могут возникнуть проблемы. «Отток населения с Дальнего Востока продолжается. База пассажиров для местных перевозок в ДФО будет сокращаться», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Занятость кресел на всех типах маршрутов в ДФО сохранится на текущем уровне и к 2025 г.: на местных линиях – всего 24%, на региональных линиях (из столицы региона в малый населенный пункт) – 40%, на межрегиональных рейсах – 62%, следует из самой концепции объединенного перевозчика.

Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко указывает, что никто до сих пор не провел исследования по спросу на авиаперелеты на Дальнем Востоке и по структуре этого спроса: «Никто не знает, сколько раз нужно слетать, чтобы удовлетворить базовые потребности жителей ДФО. Никто эти исследования не проводил». Сам Крамаренко прогнозирует, что 30–35% всех поездок будет приходиться на визиты в медицинские учреждения в региональных центрах. Большой спрос также приходится на поездки на отдых и в командировки. При этом Крамаренко считает, что деньги на «раскатку», т. е. фактически на рекламу новых маршрутов, будут потрачены зря. Местные перевозки в ДФО никогда не будут прибыльными, их все время придется субсидировать. «Это бесконечный собес. Сегодня есть ряд местных маршрутов, которые летают без [бюджетного] софинансирования, но операторы этих маршрутов терпят огромные убытки. Если правительство примет на себя обязательство по софинансированию, то оно станет бессрочным», – заключает Крамаренко.

Трутнев также отмечал, что новая компания не будет коммерческой: «У вновь создаваемой авиакомпании социальная направленность, это не коммерческая компания, ее задача – повысить транспортную доступность и перевозить большее количество людей, предоставить возможность авиационного сообщения в труднодоступные населенные пункты» (цитата по сайту Минвостокразвития).