Inventive Retail Group купила компанию Aristos

Для Inventive эта сделка важна с точки зрения доступа к новым вендорам
Объединение опыта Aristos (торгует продукцией 16 брендов, в том числе и Philips) и возможностей IRG позволит повысить влияние группы на рынке /Евгений Разумный / Ведомости

Inventive Retail Group, строящая розничные сети для известных мировых брендов, купила компанию Aristos, развивающую монобрендовые онлайн-магазины. Для Inventive эта сделка важна с точки зрения доступа к новым вендорам, а также инфраструктуре e-commerce – без нее группе все труднее противостоять давлению со стороны более крупных игроков, считают эксперты

Inventive Retail Group (IRG), управляющая розничными сетями re:Store (торгует техникой Apple), Samsung, Nike, Lego и других брендов, купила контрольный пакет акций группы компаний Aristos, сообщили «Ведомостям» представители обеих сторон сделки. Эта группа также занимается созданием монобрендовых магазинов, но исключительно онлайн. Сейчас IRG торгует продукцией девяти брендов – а у Aristos их 16, следует из описания группы компаний. Среди них Cartier, Olympus, Philips, Black & Decker и др.

«Слияние компаний даст синергетический эффект для дальнейшего роста как текущего бизнеса, так и новых в портфеле объединенной компании», – сказал гендиректор IRG Тихон Смыков.

Сумму сделки Inventive Retail Group и сооснователь Aristos Андрей Хромов не раскрывают. По словам источника, близкого к компаниям, основной оборот Aristos обеспечивают три зарегистрированных в Москве компании – «Аристос», «Аристос ритейл» и «Премиальный маркет». По данным «СПАРК-Интерфакса», их совокупная выручка в 2020 г. составила чуть менее 3 млрд руб. (их основными совладельцами СПАРК называет Хромова и предпринимателя Николая Лисеева). Агрегатора магазинов direct to customers (d2c) можно оценить примерно в годовую выручку, т. е. в те же 3 млрд руб., считает аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович.

Выручка самой Inventive Retail Group в 2020 г., по собственным данным, составила 86 млрд руб.

Aristos важна для IRG в плане доступа к новым брендам, отмечает ее представитель Людмила Семушина: «При этом IRG получает доступ к развитой инфраструктуре – у Aristos есть собственная служба доставки, склады внутри московского Третьего транспортного кольца, колл-центр».

Собственный опыт создания монобрендовых интернет-магазинов у профильной «дочки» IRG – Inventive eCommerce – уже есть: ранее она открыла их для таких брендов, как Dyson, Lenovo, Acer и Xiaomi. Директор по продажам и операциям Dyson Александр Смирнов отмечал ранее, что сотрудничество с IRG открывает компании возможности для работы на онлайн-рынке.

Собственные интернет-магазины и бренд-шопы на маркетплейсах позволяют производителю самостоятельно регулировать ассортимент продукции, работать с имиджем, проводить промоакции, рассказывал ранее «Ведомостям» гендиректор Inventive eCommerce Евгений Усенко: «Такой формат, как и зоны в больших мультибрендовых магазинах техники, позволяет более эффективно представлять бренд, повышать его узнаваемость, и это в итоге позитивно сказывается на продажах».

Сейчас на российском рынке аутсорсинга инфраструктуры e-commerce основную долю занимают шесть крупнейших игроков: Inventive eCommerce (Россия), Aristos (Россия), Kupivip (Россия), «Арвато рус» (Германия), eSolutions (Германия), Lamoda b2b (Сингапур), следует из внутренних материалов компании – партнера нескольких потребительских брендов, с которыми ознакомились «Ведомости». По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в прошлом году рынок e-commerce в России достиг объема порядка 3 трлн руб. «Рынок d2c – это 10–12% от всего e-commerce рынка», – говорится в ее отчете.

«IRG создала несколько ярких и очень известных офлайн-сетей, но по меркам рынка интернет-торговли это по-прежнему далеко не самый крупный игрок», – отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его мнению, объединение опыта Aristos в этой сфере и возможностей IRG позволит повысить влияние группы на этом рынке.

«Подходы к работе с клиентами у Inventive Retail Group и «Аристос» в общем похожи, в частностях, конечно, есть отличия, и эта сделка поможет «обменяться хорошим», – считает Хромов.

«Обратной стороной такого сотрудничества бренда с продвигающей его компанией может быть то, что фирма-подрядчик не сможет гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, – это может ухудшить положение игрока на рынке в части продаж», – предупреждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Риском для развития d2c-направления в России Венгранович считает рост влияния в сегменте e-commerce маркетплейсов: «Очевидно, что выход на них выгоден интернет-магазинам и частным продавцам: в онлайн-гипермаркетах их товары и услуги становятся доступнее большему кругу потенциальных покупателей, для которых важна возможность выбора бренда и поставщика». Отдельным интернет-магазинам в дальнейшем все сложнее будет конкурировать с такими площадками, отмечает эксперт.