В правительстве разгорелся спор о компенсациях авиакомпаниям за керосин

Текущий механизм демпфера не работает, но Минэнерго не считает нужным его менять
Топливо дорожает на фоне постепенного возобновления международных авиаперевозок /Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство энергетики России (Минэнерго) выступило против корректировки текущего механизма компенсаций авиакомпаниям роста цен на авиакеросин – так называемого демпфера, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Тема обсуждалась на двух совещаниях в министерстве в июне, знает собеседник «Ведомостей» на рынке авиаперевозок и подтверждает федеральный чиновник.

«Демпфер на керосин является абсолютно рабочим механизмом и включится при достижении заложенных в его формулу цен на авиатопливо – при уровне цен на нефть около $78 за баррель», – говорит представитель Минэнерго. «При $78 за нефть экспортная цена керосина будет выше 53 250 руб. за 1 т (отсечка для запуска демпфера в 2021 г. – «Ведомости»)», – поясняет старший консультант ИГ «Петромаркет» Константин Квон.

Сегодня августовский фьючерс на Brent на бирже Intercontinental Exchange торгуется на уровне $75,5 за баррель, американская нефть WTI – $73,5 за баррель. Это уже рекордные уровни с апреля 2019 г.

Демпферный механизм был разработан правительством в период резкого повышения цен на топливо в России в 2018 г., а введен в 2019 г. В случае с авиакеросином механизм должен работать так: если его экспортная стоимость превышает установленную государством ставку, перевозчикам должны компенсировать эту разницу из бюджета. Для 2019 г. ставка была на уровне 48 300 руб. за 1 т, в 2020 г. – 50 700 руб., в 2021 г. – 53 250 руб. При этом за все это время экспортные цены ни разу не превысили эти уровни и авиакомпании не получили ни рубля субсидий. «В мае 2021 г. экспортная цена достигла 48 300 руб., и она должна вырасти еще на 10%, чтобы перевозчики начали получать субсидию», – говорит Квон.

Авиакеросин подорожал к 2019 г.

За II квартал 2021 г. национальный биржевой индекс первичного рынка цен на авиатопливо вырос на 0,6% ко II кварталу 2019 г. по состоянию на 22 июня, приводит данные заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. В том числе средневзвешенная цена в июне в Екатеринбурге выросла на 2,4% к июню 2019 г., в Ростове на 0,3%, в Самаре на 1,9%, в Хабаровске на 11,2%, в Иркутске на 8,7%, в Красноярке на 11,1%, в Новосибирске на 6,8%. Снизился индекс в июне только в Москве (на 0,4%) и Санкт-Петербурге (на 1,8%), по данным на 22 июня.

Цены на керосин в российских аэропортах начали вновь активно расти весной, о чем не раз сообщали авиакомпании. По данным Росавиации, в мае средняя цена выросла на 7,5% с начала года – до 50 167 руб. за 1 т. Отрасль сразу забила тревогу: на заседании транспортной комиссии РСПП в апреле за корректировку демпфера выступили заместитель гендиректора S7 Group Дмитрий Куделькин и руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов Инна Рыкова. Оба предложили снизить базовый уровень демпфера на 2021 г. до 44 100 руб. за 1 т. На проблему подорожавшего топлива указывали гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов и заместитель гендиректора по финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. Последний сообщил на телеконференции для инвесторов и аналитиков в июне, что подорожание авиатоплива – это главное препятствие для восстановления отрасли после пандемии.

В Минэнерго же считают ситуацию с ценами стабильной и называют это «восстановительным ростом» после пандемийного 2020 года: топливо дорожает на фоне постепенного возобновления международных авиаперевозок и из-за фактора сезонности – в начале лета керосин традиционно дороже и это повторяется каждый год, объясняет представитель Минэнерго.

Но керосин подорожал уже и по сравнению с 2019 г., а не только с началом этого или с 2020 г., утверждает заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров, ссылаясь на данные биржевых индексов. «То есть авиакомпании сейчас работают в ситуации, когда цены на керосин вернулись к историческим максимумам 2019 г., – говорит Шокуров. – Нефть, судя по фьючерсам на бирже, будет продолжать дорожать, подорожает и переработка, и этот груз переляжет на плечи авиакомпаний. Доходная часть перевозчиков сейчас и так сильно урезана из-за отсутствия полноценной международки, а все возможные доходы высокосезонного III квартала просто снимет нефтянка – все уйдет в керосин. В итоге долговая нагрузка увеличится еще сильнее». Ранее гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак сообщал «Ведомостям», что показатели долговой нагрузки авиакомпаний превышают нормативы в 3 раза. Оценки общей долговой нагрузки отрасли Рыбак не приводил. Но, для примера, долговая нагрузка только группы «Аэрофлот» за 2020 г. выросла на 31% до 751,9 млрд руб., а в I квартале этого года увеличилась еще на 2,6% до 753,7 млрд руб.

Представитель Red Wings подтверждает, что возвращение цен к рекордным значениям серьезно подрывает экономику перевозчиков: «Отрасль находится в кризисе, международное авиасообщение только начало восстанавливаться, а тарифы авиакомпаний сейчас заметно ниже, чем в 2019 г.». Перевозчики не могут себе позволить механически перенести возросшие затраты в стоимость билета из-за переразмеренности рынка: предложение внутри России сейчас заметно превышает спрос. Об этом говорит представитель «Аэрофлота» Михаил Демин: «Цена билета – это производная от спроса и предложения, и не существует механизма, позволяющего так просто компенсировать изменения цен на топливо соответствующим изменением цены на билет».

«К июню 2021 г. цены выросли на 20% относительно января. Но даже если бы авиакомпании перенесли дополнительные издержки в цену билетов, этот фактор обеспечил бы рост цен на билеты только на 5%. Такой рост цен не является чем-то критичным для пассажирских перевозок в высокий сезон», – считает Квон. По мнению эксперта, цены на топливо в этом году действительно растут более резко, чем в 2018 г. или 2019 г., а авиакомпаниям критично важно постараться в течение лета хотя бы частично компенсировать убытки низкого сезона и всего предыдущего года. «Рост цен на авиакеросин им, конечно, в этом не помогает. Но с другой стороны, кажется нецелесообразным поддерживать авиакомпании именно через стимулирование снижения цен на авиакеросин, цены которого лишь нормализуются после кризисного года и, вероятно, будут расти и дальше», – заключил эксперт.