Минтранс разработал новое положение о регулировании морских линий

Операторы опасаются, что правила создадут дополнительные сложности при фрахте
Зарегистрированные морские линии пользуются рядом преференций / Андрей Гордеев / Ведомости

Проект нового положения о морских линиях, разработанный Минтрансом, размещен на портале проектов нормативных правовых актов, обсуждение продлится до 24 сентября. Новое положение должно вступить в силу 1 марта 2022 г. и будет действовать до марта 2028 г.

Документ включает порядок регистрации морской линии и ее продления, снятия линии с учета и порядок ведения единого реестра морских линий Росморречфлотом (агентство в подчинении Минтранса). В Минтрансе пояснили «Ведомостям», что новый порядок позволит автоматизировать процесс в этой сфере, а также «не допустить пробела в регулировании отношений по регистрации морских линий».

Зарегистрированные морские линии пользуются рядом преференций. Суда таких линий имеют приоритет при обслуживании в портах и льготы при уплате государственных портовых сборов. Для получения льгот перевозчик должен, в частности, соблюдать расписание и предоставлять общедоступную информацию об условиях (в том числе стоимости) работы линии.

Большинство морских контейнерных перевозчиков, осуществляющих судозаходы в порты России, – иностранные компании, имеющие своего агента в порту. Это, например, Cosco, Evergreen, Hapag-Lloyd, Hyundai Merchant Marine, Maersk Line, ONE, OOCL и проч. Единственные российские операторы морских линий – Sasco (Sakhalin Shipping Company) и Fesco.

Что такое морские линии

Морская линия – это компания-судовладелец, выполняющая регулярные морские грузоперевозки (чаще всего контейнерные) по заранее составленным графикам и маршрутам, внутренним или международным. В реестр Росморречфлота сейчас внесено 78 морских линий с судозаходом в порты России.

По словам представителя Fesco, в целом регулирование морских линий является положительной практикой, так как дает возможность оператору зарегистрированной в Росморречфлоте линии получать понижающие коэффициенты по оплате портовых сборов. «Ведомости» также отправили запросы другим крупным операторам морских линий.

Величина портовых сборов варьируется в зависимости от порта. Так, цена корабельного сбора, который взимается со всех судов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности при посещении портов или прохождении их транзитом, в морском порту Владивосток составляет от 4,73 до 7,38 руб./1 GT (валовая вместимость судна) в зависимости от типа судна, в порту Находка – от 4,34 до 6,81 руб./1 GT.

По данным «Росморпорта», для грузовых судов, работающих на линиях, которые открыты в порядке, установленном российским законодательством, применяется коэффициент 0,8 (т. е. предоставляется скидка в 20%) к ставкам корабельного, ледокольного, лоцманского и навигационного сборов. Доля судов на линии в общем объеме заходящих в морские порты России судов за 2020 г. по валовой вместимости составила 8,3%, говорит представитель ведомства.

До 2017 г., когда было принято первое положение, морские линии в России государство не регулировало. Как пояснил представитель Минтранса «Ведомостям», то положение принималось, потому что не все линии отвечали принципу публичности предоставления услуг. Некоторые «недобросовестные операторы линий» занимались перевозкой грузов одного-двух крупных клиентов по долгосрочным контрактам и не предоставляли свои услуги другим потребителям или устанавливали для них дискриминационные цены, говорит он.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот» Александр Медников замечает, что регистрация морских линий все еще не является обязательной в России, но скидки – это дополнительный резон, чтобы это сделать. По его мнению, оперирование судами от контракта к контракту в области контейнерных перевозок – не самый оптимальный вариант, потому что контейнеровозы транспортируют, как правило, сборные грузы не одного-двух, а нескольких сотен грузоотправителей.

Как и в предыдущем положении, в новом есть норма, обязывающая оператора морской линии оплатить портовые сборы в полном объеме за весь период функционирования линии (но не более чем за шесть месяцев) при снятии ее с учета. Согласно документу, это должно исключить случаи регистрации недобросовестных перевозчиков, которые хотят воспользоваться преференциями, но не намерены создавать реально функционирующую линию.

В новом положении есть несколько существенных новшеств. Например, оно предусматривает возможность внесения изменений в расписание линии не чаще чем раз в месяц. Как пояснил Медников, ранее этот вопрос не был урегулирован. Введение месячного периода несколько облегчает прогнозируемость, в том числе для грузоотправителей, говорит он. «Наличие расписания по тем или иным маршрутам дает возможность для небольших грузоотправителей, которые не могут или не хотят фрахтовать судно, все равно организовать перевозку», – заметил юрист. Но, по мнению представителя Fesco, при оперировании морскими линиями возникают ситуации, которые требуют оперативных корректировок расписания чаще раза в месяц. «Безусловно, такие нововведения могут создать дополнительные сложности для операторов», – говорит он.

Во-вторых, к заявлению о регистрации линии теперь требуется договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) или фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

В мировой практике взаимоотношения между судовладельцем и оператором линии регулируются краткой формой договора фрахтования Fixture Recap, а уже затем в случае необходимости оформляется полная форма тайм-чартера. Часто повторяющиеся регулярные рейсы оформляются только через Fixture Recap, в России он сейчас также применим.

По словам представителя Fesco, полная форма тайм-чартера детально описывает содержание договора фрахтования и содержит данные, которые не всегда имеют прямое отношение к контейнерной перевозке. Требование избыточно и может привести к дискриминации операторов морских линий, которые не являются собственниками судов, считает собеседник «Ведомостей». «Согласование тайм-чартеров может длиться более трех месяцев, а это может привести к сокращению количества линий, судов на линии и, как следствие, удорожанию морской перевозки и снижению контейнерного потока в российских портах», – отмечает он.

Но ведущий эксперт (по морскому и железнодорожному транспорту) УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отметил и смягчение некоторых требований. Так, по его словам, теперь неоднократное несоблюдение расписания не является основанием для снятия морской линии с учета, если это произошло из-за обстоятельств, которые оператор линии не мог предотвратить (явления стихийного характера, военные действия).