Авиакомпании могут впервые получить госсубсидии за дорогой керосин

К концу сентября цены авиатоплива подскочили выше уровня демпфера
Пока авиакомпании ни разу не получали повышенные вычеты по демпферу из-за того, что экспортная цена не превышала условный уровень внутренней стоимости авиатоплива / Евгений Разумный / Ведомости

Российские авиакомпании в 2021 г. впервые с момента запуска демпфера на керосин могут получить от государства компенсацию за дорогое авиатопливо. Экспортные цены на авиакеросин в сентябре превысили уровень «отсечки» в 53 250 руб. за 1 т. В частности, по данным биржи СПбМТСБ, 22 сентября расчетная стоимость поставок керосина за рубеж составила 53 290 руб. за 1т, 27 сентября – 55 713 руб. По данным исследовательской группы «Петромаркет», среднемесячная цена авиатоплива в Северо-Западной Европе в сентябре составила около $650 за тонну, что соответствует уровню экспортной альтернативы в 53 840 руб.

Демпферный механизм на авиакеросин действует с 1 августа 2019 г. Он начинает работать, когда экспортная цена топлива превышает условный уровень внутренних цен на керосин в России (для 2021 г. показатель установлен на уровне 53 250 руб. за тонну). По аналогии с демпфером на бензин и дизтопливо он выплачивается за каждую тонну потребленного топлива. Но демпферную надбавку к обратному акцизу могут получить не переработчики нефти (как в случае с автомобильным топливом), а авиакомпании для компенсации убытков.

Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что действует увеличенный коэффициент – 2,08 – на возвратный акциз на керосин. Это обстоятельство уже позволяет авиакомпаниям вернуть зашитый в стоимость керосина косвенный налог в двойном размере. «Таким образом, фактически это не налог, а косвенная субсидия», – говорит он. По данным Минфина, сумма возмещенного авиакомпаниям из бюджета акциза на керосин в 2019 г. составила более 21 млрд руб. Группа «Аэрофлот», к примеру, в 2020 г. получила 5,89 млрд руб. вычета по акцизу, а в 2019 г. – 9,6 млрд руб., UTair – 478,3 млн руб. и 477,3 млн руб. в 2020 и 2019 гг. соответственно, следует из данных отчетности.

При этом если бы экспортные цены авиатоплива превысили установленные в формуле демпфера уровни (в 2019 г. – 48 300 руб. за 1 т, в 2020 г. – 50 700 руб., в 2021 г. – 53 250 руб.), то перевозчики смогли бы вернуть из бюджета еще больше.

Демпфер – это надбавка к налоговому вычету за акциз на керосин, который перевозчики получают ежемесячно, сказал «Ведомостям» представитель Минфина. Получить демпфирующую надбавку можно так же, как сам вычет – подав налоговую декларацию по акцизам. «Компенсация по демпферу входит в расчет компенсации по акцизам и является частью стандартного ежемесячного процесса подачи документов в налоговый орган», – подтверждает представитель «Аэрофлота» Михаил Демин.

Но пока авиакомпании ни разу не получали повышенные вычеты по демпферу из-за того, что экспортная цена не превышала условный уровень внутренней стоимости авиатоплива. Перевозчики неоднократно обращались в Минтранс и правительство с просьбами снизить «отсечку» демпфера. В июне 2021 г. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила взять за базу уровень экспортной альтернативы от 2017 г. – 32 904 руб./т – и ежегодно индексировать его на фактическую инфляцию.

Тогда планка «отсечки» для 2021 г. составила бы 39 305 руб./т, и авиакомпании могли бы получить надбавку уже с февраля 2021 г.

По оценкам руководителя проектов ИГ «Петромаркет» Анны Лишневецкой, российские авиакомпании уже в сентябре смогут претендовать на демпферную надбавку в размере 380 руб. на тонну керосина. Общий размер госсубсидий за этот месяц, по ее словам, может составить около 260 млн руб., а в октябре при сохранении текущего уровня цен может вырасти до 1,5 млрд руб. Стоимость керосина будет зависеть от цены барреля нефти и спреда между нефтью и керосином, а также валютными курсами, добавляет она. Аналитики «Петромаркета» считают, что керосиновый демпфер способен стать «реальным средством сдерживания роста цен на авиабилеты, а также повысить спрос на отечественное авиатопливо». При этом керосиновый демпфер не скорректирует стоимость самого топлива, признает Лишневецкая.

Старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко считает, что в краткосрочной перспективе цена нефти, вероятнее всего, будет расти. Но ухудшение эпидемиологической обстановки в мире и возможность новых локдаунов, прогресс в переговорах с Ираном о возможной отмене санкций либо решение ОПЕК+ более интенсивно наращивать добычу нефти – факторы, которые сыграют на понижение, добавляет он. Но Дарья Козлова из Vygon Consulting говорит, что ОПЕК+ должна нарастить объемы производства до конца года на 1,6 млн барр./сутки относительно сентября, к тому же ожидается восстановление добычи в Мексиканском заливе. Поэтому сохранение текущих котировок в среднесрочной перспективе маловероятно.

В авиакомпаниях пока не готовы оценивать размер возможной субсидии по демпферу. Демин из «Аэрофлота» подчеркивает, что получение дополнительной компенсации зависит именно от среднемесячной экспортной цены, а не ее пиковых значений. Среднее значение рассчитывает ФАС, за сентябрь оно будет опубликовано лишь к 15 октября, добавляет он.

Представитель «Уральских авиалиний» добавил, что дожидаться субсидии придется еще какое-то время, если цены керосина будут оставаться высокими. При этом он уточнил, что с начала года цены на керос­ин в российских аэропортах выросли на 37–49%.

В S7 заявили «Ведомостям», что выплаты демпферной надбавки «крайне необходимы отрасли» для преодоления кризиса. «Мы неоднократно предлагали снизить уровень демпфера», – добавил представитель авиаперевозчика.

В Минэнерго «Ведомостям» не назвали объем господдержки, на который могут рассчитывать авиакомпании, переадресовав вопросы в Минфин. Там тоже не стали это комментировать. «Ведомости» также направили запросы в ФНС и ФАС.

В подготовке статьи участвовали Василий Милькин и Елена Филимонова