«Синара» представила проект пригородных электричек для Белграда на 1,2 млрд евро

Это может стать самым крупным инфраструктурным контрактом России в Сербии
Ориентировочная стоимость состава «Ласточки» обойдется в 14–15 млн евро за штуку/ Евгений Разумный / Ведомости

«Синара – транспортные машины» (СТМ, «дочка» машиностроительного холдинга «Синара» Дмитрия Пумпянского) 10 декабря на международном экспортном форуме «Сделано в России – 2021» представила проект «Белградские диаметры» премьер-министрам России и Сербии Михаилу Мишустину и Ане Брнабич. Презентация проекта есть в распоряжении «Ведомостей».

«Белградские диаметры» – железнодорожная сеть Белграда и пригородов, аналогичная Московским центральным диаметрам и Московскому центральному кольцу. Генеральный директор торгового дома СТМ Антон Зубихин попросил премьеров до конца года подписать межправительственное соглашение, на основе которого компания планирует участвовать в этом проекте. По словам топ-менеджера, «сейчас подготовлен проект межправительственного соглашения, который акцептован с российской и сербской сторон».

Зубихин добавил, что стоимость «Белградских диаметров» оценивается в 1,2 млрд евро. Срок строительства – пять лет. Проект предусматривает строительство и модернизацию 222 км железнодорожных путей, реконструкцию 74 станций, а также поставку 39 электропоездов «Ласточка» производства «Синары». Диаметры свяжут пригороды вокруг Белграда, также будет построена железнодорожная ветка с экспресс-сообщением между сербской столицей и ее аэропортом «Никола Тесла».

О том, что РЖД вместе с «Синарой» предлагают проработать вариант организации внутригородского пассажирского движения «Белградские диаметры», в том числе с использованием подвижного состава российской сборки «Ласточка», в начале апреля сообщал Минтранс РФ. Первый замглавы РЖД Сергей Павлов тогда же говорил, что холдинг в 2021 г. просчитает стоимость этого проекта, который может быть частично профинансирован за счет средств кредита РФ. Структуры РЖД уже реализуют ряд крупных инфраструктурных проектов в Сербии: на этом направлении заключено два контракта на $941 млн и 230 млн евро, финансируемых за счет межправительственного кредита России.

Что РЖД делает в Сербии

«РЖД интернешнл» (РЖДИ, «дочка» РЖД) работает в Сербии с 2014 г. Завершена реконструкция линий Белград – Панчево, Ресник – Валево, инфраструктурных объектов Панъевропейского транспортного коридора X. Также РЖДИ реконструирует линию Стара-Пазова – Нови-Сад под скорость поездов до 200 км/ч. Ведутся работы по подписанному в 2019 г. контракту РЖДИ и АО «Инфраструктура железных дорог Сербии». Он включает модернизацию и реконструкцию систем связи и управления с созданием единого диспетчерского центра по управлению движением поездов на дороге Валево – Врбница – граница с Черногорией (210 км).

Названная стоимость проекта «Белградских диаметров» выглядит вполне реалистичной, подсчитал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Ориентировочная стоимость состава «Ласточки» обойдется в 14–15 млн евро за штуку, или 600 млн евро всего. Километр пути в стандартных условиях стоит около 2 млн евро, а общая сумма – 440 млн евро. Строительство станций из расчета 2 млн евро на станцию – это еще 150 млн евро. Итого проект выйдет на заявленные 1,2 млрд евро», – заметил он.

Гришунин добавил, что Китай также реализует инфраструктурные проекты в Сербии, но сотрудничество именно с Россией является оптимальным. «С КНР может быть дешевле, но контракты с ними несут дополнительные обременения в виде необходимости привлекать китайских инженеров для обслуживания составов. Кроме того, китайские системы не всегда соответствуют заявленным характеристикам, а поставки в части высокотехнологичного оборудования затруднены», – пояснил эксперт.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что проект выглядит очень перспективным как с точки зрения потенциального спроса и сроков окупаемости, так и с точки зрения успешного опыта российских компаний по реализации инфраструктурных проектов в Сербии. Он напомнил о том, что входящая в РЖД компания РЖДИ уже не только успешно построила ряд объектов в Сербии, но и «способствовала внедрению цифровых технологий управления перевозками».

В РЖД и «Синаре» дополнительных комментариев не предоставили.