Правило «второй лишний» при госзакупках приведет к дефициту лекарств от ВИЧ и онкологии

Отдельные пациенты могут лишиться доступа к лечению, считают в пациентской организации
Андрей Гордеев / Ведомости

Разработанный Минпромторгом проект постановления правительства, самим ведомством называемый механизмом «второй лишний», ограничит госзакупки отдельных лекарств против ВИЧ, онкологии, диабета и туберкулеза, что приведет к их дефициту и лишит доступа к терапии пациентов с индивидуальной непереносимостью, предупредили премьер-министра Михаила Мишустина представители Всероссийского союза пациентов (ВСП).

«Ведомости» ознакомились с копией письма, направленного председателю кабинета министров, а также вице-премьеру Татьяне Голиковой и министру промышленности и торговли Денису Мантурову. В аппарате Голиковой подтвердили его получение, заявив, что после рассмотрения письма ВСП будет предоставлен ответ. В пресс-службах правительства и Минпромторга на момент публикации заметки получение письма не подтвердили.

Правило «второй лишний» продолжает стратегию импортозамещения в госзакупках и будет работать по аналогии с действующим сейчас правилом «третий лишний». Согласно последнему зарубежный производитель лекарств не допускается на торги, если на аукцион выходят хотя бы два производителя из стран ЕАЭС. В феврале 2020 г. 160 онкологов и гематологов написали коллективное письмо, в котором указывалось на побочные эффекты и нежелательные реакции от использования отечественных дженериков у онкобольных детей. После чего правительство было вынуждено сделать исключение в правиле «третий лишний» для закупки девяти препаратов.

Новый механизм «второй лишний» заключается в том, что, если в тендере участвует производитель, выпускающий лекарство в странах ЕАЭС по полному циклу, включая синтез молекулы, он выигрывает его у иностранцев автоматически. Если таких фармкомпаний несколько, они конкурируют между собой, выставляя наиболее выгодную государству цену на препарат. В том случае, если производителей лекарств по полному циклу нет, применяется «третий лишний»: допускаются те, у кого есть частичная локализация на территории ЕАЭС, и исключаются иностранные компании без локализации, говорится на сайте Минпромторга.

Сперва ведомство хочет применить правило «второй лишний» на 15 международных непатентованных наименований (МНН) из перечня стратегически значимых лекарств, говорится в проекте документа. Туда входит семь препаратов против ВИЧ, четыре для терапии онкологии, два – диабета и еще два – туберкулеза. В дальнейшем этот список может быть расширен. По данным аналитической компании DSM Group, объем продаж препаратов с указанными МНН за 10 месяцев 2021 г. составил 32 млрд руб.

По мнению представителей ВСП, правило «второй лишний» в среднесрочной перспективе приведет не только к снижению объемов выпускаемых зарубежных и российских лекарств, но и к полному прекращению ввода в оборот отдельных препаратов, реализуемых только в больницах, из-за невозможности продать их государственным заказчикам.

В организации считают, что «второй лишний» приведет к полной зависимости всех заказчиков от одного производителя. А часть пациентов с индивидуальной непереносимостью не смогут лечиться из-за ухода с рынка всех альтернативных препаратов. В ответ на просьбу оценить число пациентов, которые могут столкнуться со сложностями в лекарственном обеспечении, сопредседатель ВСП Ян Власов сказал: «В перспективе эта проблема затронет всех». В своем письме организация просит отказаться от введения правила «второй лишний» и использовать другие меры стимулирования развития отечественной фармпромышленности, не затрагивающие интересы пациентов.

По словам генерального директора ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава Виталия Омельяновского, даже менее строгое правило «третий лишний» иногда приводит к негативным последствиям. Например, когда пациенту с быстро прогрессирующим заболеванием, которому нужна стабильная терапия, приходится менять препарат, сообщал он ранее «Ведомостям».

В случае вступления в силу «второго лишнего» иностранные игроки будут выдавлены с российского рынка, пояснил «Ведомостям» сотрудник компании, работающей на фармацевтическом рынке. Как следует из подсчетов DSM Group, выполненных по просьбе «Ведомостей», 80% доходов от госзакупок инсулина гларгина за 10 месяцев 2021 г. получила Sanofi, а 13% – российский «Герофарм». Двухфазный инсулин лизпро в основном поставляла компания Eli Lilly (доля 70% в денежном выражении), «Герофарм» (30%). Поставки трастузумаба делят между собой отечественный «Биокад» (51%) и F.Hoffmann – La Roche (49%). Среди других иностранных фармпроизводителей по 15 МНН, перечисленным в проекте постановления Минпромторга, также Novartis, Abbvie, Dr. Reddy’s и др.

Внедрение инициативы «второй лишний» избыточно, говорит источник «Ведомостей» в одной из компаний: уже сейчас действует комплекс мер, формирующих преференциальный режим для закупки лекарств, произведенных в странах ЕАЭС. Он напомнил, что помимо «третьего лишнего» в рамках приказа Минфина России 126н от 4 июня 2018 г. на конкурсах и аукционах по закупкам товаров для национальных проектов и программ устанавливаются ценовые преференции в размере 15% для лекарств производства государств – членов ЕАЭС. Кроме этого приказ предусматривает ценовые преференции в размере 25%, если синтез молекулы действующего вещества при производстве фармсубстанции выполняется на территории ЕАЭС.