Онлайн-продажи товаров повседневного спроса бьют рекорды

В прошлом году ритейлеры заработали на этой категории 329 млрд рублей
Сильнее всего выросли категории свежих продуктов (продукты с коротким сроком хранения, такие как молоко, мясо, зелень, фрукты, овощи. – «Ведомости») и готовых блюд/ Евгений Разумный / Ведомости

Российские ритейлеры в 2021 г. через онлайн продали товары повседневного спроса (эта категория включает продукты питания, напитки, бытовую химию и проч.) на 329 млрд руб. Такие данные «Ведомостям» предоставила аналитическая компания Data Insight. По ее данным, это рекордный показатель за всю историю этого рынка. К примеру, в 2020 г. онлайн-продажи были в 2,5 раза меньше. Только в декабре прошлого года ритейлеры реализовали товары более чем на 46 млрд руб., это в 1,5 раза больше, чем за весь 2019 год, приводит пример представитель Data Insight.

Рост онлайн-продаж подтверждают и сами ритейлеры. Так, у Metro Cash & Carry этот показатель за год увеличился вдвое, говорит представитель сети. По его словам, сейчас общее количество заказов у компании (с учетом доставки из «Сбермаркета») составляет 10 млн единиц в год, а на долю онлайн-продаж у нее уже приходится 25% оборота.

С 0,3 до 5% вырос этот показатель и у «Ашана», отмечает его представитель. Ритейлер намерен увеличить его к концу 2023 г. до 20%. «Сбермаркет» за 2021 г. нарастил количество заказов более чем в 4 раза с 5,9 млн до 24 млн, в декабрьский пик сервис обрабатывал свыше 216 000 заказов в день, хотя годом ранее было не более 68 000, говорит сооснователь компании Дмитрий Жулин. Сеть «Магнит» в конце прошлого года, по словам представителя компании, преодолела планку в 100 000 заказов в сутки. На 275% увеличилось число доставок и у «Вкусвилла», рекорд сети – 210 374 заказа в сутки. Данные в денежном выражении ритейлеры не предоставили.

1385 руб.

составил средний чек заказа у онлайн-ритейлеров в 2021 г., по данным Data Insight. Этот показатель снизился на четверть по сравнению с позапрошлым годом за счет сокращения доли крупных закупок впрок. Пользователи, особенно в крупных городах, привыкают получать все максимально быстро и это сказывается на увеличении частоты заказов и снижении среднего чека, в связи с чем компания планирует увеличить долю быстрой доставки с текущих более 30% до 50% в ближайшее время, объясняет Жулин из «Сбермаркета».

Сильнее всего выросли категории свежих продуктов (продукты с коротким сроком хранения, такие как молоко, мясо, зелень, фрукты, овощи. – «Ведомости») и готовых блюд, отмечают опрошенные «Ведомостями» компании. По данным сети «Ашан», наибольшим спросом в прошлом году пользовались мясо, овощи и фрукты, молоко, яйцо. На 2-м месте – кулинария и готовые блюда с коротким сроком годности. В 2021 г. рост продаж тут составил 79%. Готовые блюда также одна из самых быстрорастущих категорий у «Сбермаркета», говорит Жулин.

Примерно 80% онлайн-продаж пришлось на шесть групп компаний: холдинг О2О (совместное предприятие «Сбера» и VK, включает сервисы Delivery Club, «Самокат»), «Сбермаркет», «Вкусвилл», Х5 Group (сервисы Vрrok.ru, доставка «Пятерочки» и «Перекрестка»), «Яндекс» («Еда», «Лавка») и «Севергрупп» («Лента», «Утконос»).

Активный рост онлайн-продаж у ритейлеров старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова связывает в том числе с развитием у сервисов формата быстрой доставки. По ее словам, из 12 крупнейших игроков в этом сегменте 11 уже предоставляют или тестируют эту услугу. В итоге доля заказов, время доставки которых превышает 2 часа, снизилась с 23% в декабре 2020 г. до 12% к концу прошлого года, говорит Пашкова.

Увеличению онлайн-продаж способствовала и региональная экспансия ритейлеров. Так, с июня по декабрь «Пятерочка», «Магнит» и «Самокат» увеличили количество городов, в которых осуществлялась доставка, в 2 или почти в 2 раза, а к концу года 10 крупнейших федеральных сетей охватывали уже 58% российских регионов, продолжает Пашкова. Она уточняет, что на них приходилось около 40% онлайн-заказов, что поспособствовало росту рынка. Это подтверждают и сами ритейлеры. Директор по электронной коммерции «Магнита» Андрей Лукашевич уточняет, что на конец 2021 г. более 70% онлайн-продаж сети приходилось именно на регионы. Число городов, в которых работает «Сбермаркет», по словам Жулина, за год выросло в 2 раза, сейчас их более 150.

Онлайн-продажи товаров повседневного спроса продолжат расти и в 2022 г., хотя темп развития этого сегмента несколько снизится, прогнозирует Data Insight. Предположительно рынок вырастет в 2 раза (до 703 млрд руб.), эта категория останется самой быстрорастущей на рынке электронной торговли. Компания считает, что в этом году получится осуществить 558 млн заказов, что в 2,4 раза больше, чем в 2021 г. Ранее Центр экспертиз и интегральных моделей (совместно с «AliExpress Россия») прогнозировал, что к 2025 г. рынок онлайн-торговли продуктами достигнет 1 трлн руб., а проникновение онлайна с 1% в 2021 г. дойдет до 10–15% в ближайшие 3–5 лет. При этом продолжатся укрупнение игроков и рост доли маркетплейсов.