Россия может построить в Ленобласти терминал для белорусских удобрений

Инвесторы проекта не подпадут под санкции, считают эксперты
Строительство порта может оказаться единственным вариантом для сохранения стабильности экспорта «Беларуськалия»/ Андрей Александров / РИА Новости

Президент России Владимир Путин распорядился «немедленно» начать строить под Петербургом терминал для перевалки белорусских калийных удобрений, пишет «Интерфакс» со ссылкой на заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко. На пресс-конференции после переговоров в Москве 18 февраля Лукашенко заявил: «Я его [Путина] попросил, чтобы помогли нам россияне <...> деньги на это есть, чтобы мы под Питером могли построить свой порт и переваливать миллионы тонн грузов». Он также подчеркнул, что если белорусские грузы уйдут с Украины и из Литвы, которая на 30% формировала свой бюджет за счет их транзита, то они туда уже не вернутся.

На фоне западных санкций весной 2021 г. Белоруссия частично переориентировала экспорт нефтепродуктов на порты России из Литвы и Латвии. А из-за новых санкций США против «Беларуськалия» правительство Литвы расторгло с 1 февраля 2022 г. договор «Литовских железных дорог» на транзит белорусских удобрений в порт Клайпеды («Ведомости» писали об этом 2 февраля). Украина с 16 февраля также ввела ограничения на транзит калия.

Где будет построен новый терминал, о его стоимости и сроках ввода, а также об инвесторе не сообщается. «Ведомости» направили запросы в Минтранс РФ, Росморпорт, правительство Ленобласти и крупным российским стивидорам и производителям удобрений.

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, потребность «Беларуськалия» в перевалочных мощностях можно оценить в 10–11 млн т в год. В Усть-Луге завершается строительство двух комплексов – «Еврохима» на 6 млн т в год и «Ультрамара» на 12–15 млн т. «Последний действует с «Уралхимом» и «Акроном», но возможно, что часть мощностей будет предоставлена белорусской компании», – отмечает эксперт.

Стоимость терминала на 12 млн т Гришунин оценил в $0,5 млрд. Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов говорит, что стоимость может быть и ниже , но не менее $300 млн. Инвестором может стать «сам «Беларуськалий» (если у него есть такие средства или если ему не откажут в кредите российские банки) либо какой-то представитель бизнеса, тесно связанный с ним и с Белоруссией», полагает эксперт. Инвесторами могут выступить российские стивидоры, считает Гришунин. Предполагаемым местом для терминала Хазанов назвал южное побережье Финского залива в районе Лужской или Копорской губы.

Строительство порта может оказаться единственным вариантом для сохранения стабильности экспорта «Беларуськалия», отмечает он. Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что есть более простое и эффективное решение – отправка удобрений в контейнерах. Это либо контейнеризация в Белоруссии и доставка фитинговыми платформами на терминалы Балтийского узла, либо доставка в хопперах-минераловозах в Ленобласть, контейнеризация на тыловых терминалах и далее экспорт, пояснил он. «Такая схема может быть реализована в короткие сроки, не требует строительства, потому что в Санкт-Петербурге и области большой объем незадействованных контейнерных мощностей. Сроки санкций прогнозировать сложно, но в этом случае логистика может быть оперативно перенесена, если санкции будут сняты», – добавил Бурмистров.

Он считает, что при строительстве новых мощностей должен быть очень жесткий контракт по схеме ship or pay («поставляй или плати»). «Но нет уверенности, что белорусская сторона на это пойдет, если ситуация поменяется. И это достаточно большие инвестиции, которые могут оказаться неокупаемыми. Если терминал будет построен за три года, а санкции снимут, то он окажется не нужен», – говорит Бурмистров. Но, по мнению Гришунина, терминал также можно будет использовать для отгрузки зерна и транзитных контейнерных отправок из Китая в Европу.

Юристы считают, что российским участникам проекта не стоит бояться санкций. «Постройка нового терминала станет не столько способом обойти санкции, сколько инструментом для развития экономик двух государств», – считает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. По его мнению, терминал станет местом закупки белорусских товаров, реализация которых ограничена санкциями.

Согласно европейским (регламент 1030 от 24 июня 2021 г.) и американским (указ президента США 14038 от 9 августа 2021 г.) нормативно-правовым актам, европейским и американским физлицам и бизнесу запрещено взаимодействовать с предприятиями белорусской калийной промышленности, пояснил руководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Сергей Гландин. Но санкции не распространены на российских лиц, которые будут задействованы в строительстве, управлении терминалом, предоставлении услуг, добавил он. «Если расчеты при строительстве и эксплуатации будут осуществляться только в рублях, то санкции не повлияют», – считает Гландин.

Но санкционный риск будут учитывать при создании структуры собственности, добавил адвокат практики международного экономического комплаенса Art de lex Марат Самарский. «Все зависит от политической воли США и прямой заинтересованности потребителей. Венесуэльская нефть же как-то реализуется в условиях санкций», – подчеркнул он. Американцы и европейцы покупать продукцию не будут, но африканские страны, Бразилия, Китай, Индонезия смогут, считает Гландин.